21 июля в Украине стартуют досрочные парламентские выборы. И уже традиционно политические силы вошли в избирательный процесс не только с билбордами, но и с обещаниями. «Слово и Дело» выделило все обещания из программ тех партий, которые, по прогнозам социологов, могут пройти в новый парламент. Мы разбили их по темам и сегодня предлагаем посмотреть обещание партии «Батькивщина» в части тарифов. В частности, в планах партии снизить цену на газ для населения в 2 раза.
Эксперт «Реанимационного пакета реформ» Святослав Павлюк отметил, что пока Украина является энергодефицитной страной, цена на газ не будет определяться внутренним рынком.
«То есть, пока мы импортируем энергию, а не экспортируем, при этом мы импортируем газ, уголь, атомное топливо, цена будет определяться внешним рынком, а не внутренним. На внутренний рынок, в любом случае, будет влиять цена импортированной части», – констатировал Павлюк.
По его словам, все предыдущие годы цену газа мы дотировали за счет «Укртрансгаза» от транзита, чего с 2020 года не будет, это около $2-3 млрд в год.
«Этот баланс будет уже у нас как небаланс в рынке газа», – добавил он.
Теоретически, можно играть с закупками газа летом на европейских рынках, когда газ является более дешевым, предположил эксперт.
«То есть закачать газ в хранилища с установлением маржи не более какого-то процента. Однако, опять же, в таком случае «Нафтогазу» или другим трейдерам нужно где-то брать оборотные средства, чтобы закупать условно 10 миллиардов кубов в год. Где взять эти средства?», – подчеркнул он.
Кроме того, вопрос не только относительно населения. Вопрос стоит о более дешевом энергоресурсе также для промышленности. У нас фактически промышленность платит больше, а население – меньше. Для нашей энергетики, промышленности удешевление газа является плюсом. Однако он не может быть дешевле просто за счет административного установления цен.
«Должны быть созданы рыночные условия, при которых эта цена упадет. Поэтому вариант такой, чтобы покупать и закачивать газ летом, но здесь вопрос относительно средств для НАК или трейдеров. Второй вариант – переход к покупке газа не на западной, а на восточной границе. Это то, за что воюет НАК в Стокгольме. Опять же, пока открыты вопрос, насколько «Нафтогазу» это удается», – пояснил Павлюк.
Президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар отметил, что ничего не бывает дешевого или бесплатного, за что кто-то бы не заплатил. Кто-то обещает вдвое снизить, кто-то – в четыре раза, кто-то – еще больше, но все это глупости.
«Есть пример Венесуэлы. Страна уже даже не на грани финансового и экономического краха. Туркменистан держится, но от газового экономизма перешел к газовому капитализму. Начинает брать деньги за газ, который был практически бесплатным длительное время. Украина не является газовым клондайком. У нас есть собственная добыча, но это вовсе не означает, что мы должны ее за бесценок получать. Мы за это уже заплатили», – уточнил он.
Избиратель хочет услышать то, что хочет, поэтому есть те, кто апеллирует к снижению цен, к тому, что может быть дешевый газ, но это обман избирателей, добавил эксперт.
По его мнению, заявления о снижении цен на газ сугубо политические, проявление популизма в бедной стране, в том числе энергетически. Цель – получить власть, а потом можно сказать избирателю, что цены на газ, конечно, снизим, но уже по мере того, как будут позволять экономические условия.
«Нет, можно, конечно, пойти другим путем. Отказаться от сотрудничества с кредиторами, тогда можно и нулевую цену на газ установить, но обратная сторона – финансовая катастрофа. Обрадуется ли кто-то, когда будет дешевый или бесплатный газ, но будет 40 гривен за доллар?», – подчеркнул Михаил Гончар.
Ранее мы разбирались, что обещают политические партии по поводу зарплат украинцев. Также «Слово и Дело» узнало, как партии планируют развивать культурную отрасль.
«Слово и Дело» посмотрело, как выполняли программные обещания депутаты-списочники во время работы Рады VIII созыва.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.