На днях новоизбранный президент Владимир Зеленский впервые в статусе главы государства посетил передовую. Это была поездка в Луганскую область, где главнокомандующий осмотрел позиции военных в Станице Луганской и Счастье.
Конечно, эта поездка знаковая и символическая еще и потому, что накануне своего избрания кандидат в президенты Владимир Зеленский обещал сделать все, чтобы закончить войну на Донбассе. Учитывая всю сложность ситуации, для реализации этой цели нужны немалые усилия и детальный план действий. Есть ли у команды президента детально разработанная концепция по возвращению оккупированного Крыма, части Донецкой и Луганской областей?
Пока что из уст президента прозвучало лишь одно заявление, которое может стать отправной точкой в плане действий по деоккупации Донбасса и Крыма. И эта идея нравится далеко не каждому украинцу – речь идет о вынесении вопроса о заключении мирных договоренностей с Россией на референдум. Причем, по словам Зеленского, опросить граждан планируется с «информационной целью», то есть вроде бы таким образом команда главы государства пытается найти обоснование своим будущим действиям.
С какими вопросами придется иметь дело новому президенту, чтобы действительно начать долгожданный процесс возвращения оккупированных территорий?
Дипломатический фронт
Еще до идеи с референдумом в своей предвыборной программе кандидат в президенты Владимир Зеленский делал существенную ставку на дипломатический фронт работ в вопросе возвращения Крыма и Донбасса.
В частности, он обещал не выходить из Минских соглашений и сохранить Нормандский формат переговоров. Хотя сейчас понятно, что обе площадки требуют существенного обновления, а выполнение так называемых Минских соглашений остается без прогресса с 2016 года.
Кроме того, еще зимой этого года кандидат Зеленский обещал поставить вопрос перед гарантами по Будапештскому меморандуму и партнерами по ЕС относительно поддержки Украины в стремлении завершить войну. Пока еще не ясно, как будет реализовываться этот план – для этого, очевидно, нужно обновить команду МИДа. Кандидатура министра иностранных дел пока не определена, да и примут ли соответствующее решение о назначении нового главы МИДа в нынешней Верховной раде – вопрос, на который пока нет ответа.
Очевидно, чтобы выполнить одно из своих обещаний по возврату заложников – военнопленных и политзаключенных, – Владимиру Зеленскому придется также перезапустить весь процесс предварительных договоренностей, которые пытались выполнять в рамках Минских соглашений.
Россия, в свою очередь, выбрала довольно осторожную позицию – откровенно Зеленского пока не критикуют, хотя основная тональность информационных сообщений о новом президенте Украины сдержанно-ироничная.
Тем не менее в РФ пока даже не допускают освобождения украинских заключенных, к тому же решились на решительные действия в отношении жителей оккупированных территорий ОРДЛО. Там был обнародован указ об упрощении процедуры выдачи российских паспортов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
В ситуации с возвращением Крыма еще больше трудностей. Ведь Россия наотрез отказывается даже начинать разговор о возможной деоккупации полуострова. Надежду на переговоры можно было бы восстановить, если бы в процесс включилися ряд крупных международных игроков – прежде всего, речь идет о США. Однако пока понятно, что в Белом доме только присматриваются к команде нового президента Украины и также будут очень осторожно строить отношения с ней. Правда, в США подтверждают готовность и в дальнейшем поддерживать Украину в защите своей территории и даже заявляют о возможности предоставления летального оружия.
И, конечно, Кремль будет затягивать время. Предпосылок для этого более чем достаточно. Во-первых, выборы в украинский парламент – в новой Верховной раде, скорее всего, пророссийских политических сил станет больше. Во-вторых, Москва с нетерпением ждет результатов выборов в Европарламент, которые мы узнаем в ближайшее время. Наконец, в 2020 году должны состояться президентские выборы в США – пожалуй, самая ожидаемая для внешнеполитических планов Кремля событие.
Внутриполитическая оппозиция
Безусловно, хватает проблем с возвращением Донбасса и Крыма в условиях жесткой политической борьбы внутри Украины. Прежде всего, не оставляют своих надежд на реванш пророссийские политические силы, которые готовятся идти мощной колонной на парламентские выборы.
Более того, на руку им играют и ожидания граждан. В недавно опубликованных данных общего социологического опроса центра «Социальный мониторинг», Украинского института социальных исследований им. Яременко и Социологической группы «Рейтинг» около 55,4% респондентов высказались за идею прямых переговоров нового президента с руководством так называемых «ДНР» и «ЛНР» для восстановления мира. Еще 75% считают, что президент вообще должен пойти на прямые переговоры именно с Россией. 65,3% считают, что президент должен идти на компромиссы в вопросе восстановления мира и возвращения территорий.
Без своей фракции в парламенте Владимиру Зеленскому будет крайне трудно формировать не только внешнеполитическую и дипломатическую повестку дня в государстве, но и хоть как-то сопротивляться настроениям пророссийских политических сил.
Хотя бы то, что уже пообещал президент, например, вести информационную войну с оккупантом для прекращения боевых действий, а также ввести ряд гуманитарных инициатив. Очевидно, без своей фракции, а еще лучше надежного большинства реализовать даже такие инициативы будет крайне трудно.
На пути к реинтеграции
Но пока больше вопросов к новому президенту вызывает ситуация с отсутствием детально разработанного плана действий по реинтеграции Донбасса и Крыма. Этот план действий включает в себя большое количество компонентов, связанных не только с информационной составляющей, но и с социальной, гуманитарной, юридической.
Пока отсутствует видение, какой будет политика государства в отношении граждан Украины, которые остаются на неподконтрольных территориях. Будет ли прервана связь, будут ли выплачивать пенсии, что будет со статусом переселенцев?
Один из ярких примеров отсутствия четкой стратегии – ограничение избирательных прав переселенцев. Эту проблему не могли решить все предыдущие 5 лет – переселенцы на президентских выборах должны были оформлять справки для того, чтобы проголосовать. В случае с парламентскими и местными выборами ситуация еще более напряженная, ведь переселенцы не смогут проголосовать на мажоритарных округах и выбрать своих представителей на выборах в громадах, в которых они сейчас проживают.
Также отсутствует стратегия по решению экологических проблем ОРДЛО – речь идет не только о неподконтрольных территориях, но и о прифронтовой зоне.
Нет определенности по многим юридическим вопросам, которые возникнут после возвращения территорий ОРДЛО и Крыму. Прежде всего, это многочисленные нарушения прав собственности украинских граждан и бизнеса. Единственное, что Зеленский уже успел пообещать, это то, что он не пойдет на амнистию боевиков. Хотя вопрос определения критериев для прощения бывших коллаборантов требует досконального анализа и глубинной дискуссии в обществе.
Говорят, что в ближайшее время технологи Кремля активно реализовывать информационную кампанию среди жителей «ДНР/ЛНР», целью которой будет возвращение этих территорий под контроль украинской власти. Впрочем, Россия точно готовит сюрприз – возвращения ОРДЛО исключительно на условиях Украины путинский режим не планирует.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»