Возвращение техосмотра является частью Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, поэтому уже не стоит вопрос, возвращать техосмотр или нет.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» напомнил генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Почему возвращение ТО неизбежно
По его словам, Украине сейчас нужно либо разрывать соглашение с ЕС, либо вводить ТО, поскольку в соглашении четко указано, что мы обязались присоединиться к директиве ЕС, согласно которой техосмотр обязателен для всех авто. Украина обязалась ввести техосмотр в течении 5 лет, с момента подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Формально мы должны были это сделать уже в этом году, но так как в полном объеме соглашение заработало в 2017 году, введение всеобщего техосмотра оттянули на 2022-й.
«Возвращения техосмотра в том виде, в котором он был, пока его не отменил Янукович, в виде коррупционной торговли талончиками, быть не должно. То, что предлагается пока в законе, похоже как раз на то, что нас ждет возвращение такой коррупции», – отметил Назаренко.
Техосмотр: как в ЕС и что предлагают в Украине
По его мнению, если возвращать техосмотр, то по образцу ЕС. В Германии ТО проводит либо общественная организация «Союз немецких автомобилистов», либо те организации, которые он аккредитует. В данном законопроекте предлагается, что Минтранс будет аккредитовать, то есть сами чиновники будут определять, кто имеет право проводить техосмотр.
«Почему не сделать так, чтобы сами автомобилисты определяли или ГО? Почему чиновники? Мы прекрасно знаем, чем все заканчивается, когда вмешиваются чиновники», – добавил он.
Сегодня ТО обязателен для грузовых и пассажирских автомобилей. Организациям, которые проводят ТО, запрещено быть связанными с СТО, уточнил эксперт.
«На сегодня происходит следующее: приезжает, например, авто без тормозов, проходит техосмотр, и ему не выдают талончик. Его отправляют ремонтироваться. Тем самым выпускают потенциального убийцу на дороги. В Германии такой автомобиль не выпустят. Ему предложат тут же отремонтироваться. Уехать оттуда он сможет только на эвакуаторе, если укажет, куда ехать на ремонт в другое место», – пояснил он.
У нас же предлог для запрета таков, что, мол, водитель приедет на техосмотр, там найдут вымышленные неисправности и заставят ремонтироваться. Но как можно найти неисправности, если существует компьютерная диагностика? Водитель посмотрит на диагностическую карту и сам решит, ремонтировать ему машину или нет, подчеркнул Назаренко.
Поэтому непонятно, почему существует такой запрет, констатировал он.
Запрет для автодилеров
По его словам, автодилерам, которые продают и ремонтируют автомобили, хотят запретить проводить техосмотр.
«Это глупость. На сегодня современная машина обладает бортовым компьютером. И это не только «Мерседес», но и обычные «Рено». Чтобы проверить этот компьютер на предмет безопасности дорожного движения, чтобы он из-за сбоев не дал команду куда-то врезаться, нужно соответствующее программное обеспечение. Без этого ПО СТО, которое будет назначено Минтрансом, просто не сможет проверить машину», – отметил специалист.
По этому поводу в законопроекте указали, что заводы-производители обязаны пунктам технического контроля, которые аккредитовал Минтранс, предоставлять такое программное обеспечение, уточнил он.
«Однако ПО – это предмет интеллектуальной собственности. К примеру, немецкий концерн не будет слушать нашу ВР и не обязан никому ничего предоставлять. ПО – это их собственность. И они его будут продавать лишь тем в Европе, кому захотят. На сегодня, например, «Мерседес» или БМВ предоставляют свое программное обеспечение в ЕС только по соглашению с организациями, которые проводят ТО. Это то же самое, что обязать основателя Facebook что-то отдавать Верховной раде», – пояснил Назаренко.
Поэтому, образно говоря, учить плавать у нас будут инструкторы, которые не умеют плавать. Будут уполномоченные Минтрансом организации, которые не будут иметь нужного ПО для проведения ТО. В итоге получится, что ТО будет неэффективен, на улицы будут выезжать неисправные машины, добавил он.
«Автозаводы будут предоставлять продукты только тем, кому посчитают нужным. Ну, или начнут воровать», – акцентировал эксперт.
По его мнению, такие пункты в законе нивелируют ТО, и если в законе ничего не изменится, то мы вернемся просто к торговле талончиками.
Стоимость техосмотра
«Например, определят, что 1000 организаций по Украине имеют право проводить техосмотр, но на самом деле чем больше их будет, тем дешевле будет техосмотр», – подчеркнул он.
По его словам, чем выше будет конкуренция, тем лучше.
«Естественно, если будет полная загрузка у этих организаций, то они начнут завышать цены. Будет подход, мо, никуда не денутся, все равно пройдут ТО. А когда они будут стоять не полностью загруженные, кто-то первым начнет снижать цену. И уже техосмотр условно будет не 1000 гривен, а 500», – акцентировал специалист.
Другой вопрос касается обучения сотрудников, которые будут проводить ТО. В законе указано, что это будут учебные центры при Минтрансе. Волне логично возникает вопрос зарплат. У президента Украины официально зарплата около 36 тысяч гривен. У нормального автослесаря на СТО зарплата около тысячи долларов, иначе он уедет в Польшу или Германию, отметил он.
«Минтранс – это государственная система. Министр официально там получает меньше, чем хороший автослесарь. Кого они пригласят и какие зарплаты дадут тем людям, которые будут обучать? Они не смогут дать зарплату больше, чем министру. Следовательно, кто пойдет на зарплату 7 тысяч гривен, чтобы научить людей проводить техосмотр? Государство, в частности Минтранс, должно отойти от техосмотра и доверить его общественным организациям, которые сами будут аккредитовать, как в Германии», – резюмировал Олег Назаренко.
Как добиться компенсации за поврежденный автомобиль на разбитой дороге, читайте по ссылке.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.