Решение РФ формально было ответом на дополнительные санкции, веденные Кабмином. Несколько недель назад Кабмин уточнил перечень товаров, которые запрещены для ввоза в Украину, РФ отреагировала.
Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
«В прошлом году в структуре потребления на поставки из РФ приходилось 40% дизельного топлива и примерно 29% сжиженного нефтяного газа, имеется ввиду от потребления. Естественно, это очень серьезный рычаг влияния. Исчезновение этого объема может серьезно отразиться на ценах», – отметил Рябцев.
Однако есть целый ряд «но», которые необходимо учитывать, добавил он.
Во-первых, поставками занимается «Роснефть» – либо непосредственно, либо через посредников. Понятно, что поступление валюты весьма важно для компании, уточнил эксперт.
«Но запрета как такового нет. Существует особый порядок получения разрешений на экспорт. Эти разрешения предоставляет Минэкономразвития РФ по заявке соответствующей компании. До этого были примерно такие же ограничения, но разрешения предоставлялись на месте таможенной службой РФ», – пояснил он.
Кроме того, эти ограничения вводятся с 1 июня. Значит, у нас есть время пересмотреть портфель поставщиков и маршруты поставок, подчеркнул Рябцев.
По его словам, основными поставщиками дизтоплива были РФ и Беларусь, хотя есть альтернатива. С другой стороны, за последние годы, несмотря на ряд заявлений, никаких комплексных мер для нейтрализации угрозы внезапного прерывания поставок нефтепродуктов разработано не было. Было много заявлений о том, что Украина слезла с российской иглы, но реальных мер предпринято для этого не предприняли.
«Поэтому, несмотря на то, что вводятся только ограничения на экспорт, связанные с введением дополнительной процедуры согласования поставок, в любой момент по политическим или любым другим соображениям РФ будет иметь право прекратить поставки. При этом у Украины не существует никаких предохранителей на этот случай», – отметил он.
У операторов рынка нет долгосрочных договоров с другими поставщиками, все топливо закупается «с колес». Кроме того, нет больших стабилизационных запасов, страховых запасов нефтепродуктов. Нет даже минимальных стратегических запасов нефтепродуктов, которые мы должны создавать в соответствии с директивой 119 ЕС, уточнил специалист.
Фактически, у нас нет плана действий в случае внезапного прерывания поставок. Даже не распределены полномочия, кто и что должен делать в случае возникновения такого дефицита, добавил он.
«Однако выход все же есть. Даже если будут прекращены поставки, то переориентация на другие направления, если она будет оперативной, не даст существенно изменить цены на топливо. Если диверсификация будет происходить плавно, то изменятся цены на стоимость транспортировки. Трубопроводное топливо из РФ дешевле, чем железнодорожное. Разница в 3-5%. Если трубопроводные поставки прекратятся, то это повлечет изменение цены в таком диапазоне», – резюмировал Геннадий Рябцев.
Отметим, премьер-министр Украины Владимир Гройсман утверждает, что правительство найдет решение ситуации с ограничением экспорта в Украину ряда сырьевых товаров.
Как изменилась цена на автомобильное топливо в 2014-2018 годах – на инфографике.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.