Несколько дней назад государственный концерн «Укроборонпром» снова оказался в центре внимания – речь зашла о его ликвидации. Вместо него предполагается создать одну или несколько холдинговых компаний, которые объединяли бы работу различных предприятий оборонки. Чем все это может закончиться?
Разговоры о реформировании «Укроборонпрома» начались сразу после вскрытых журналистами коррупционных схем в этой организации, в которых оказались замешаны люди, приближенные к президенту Петру Порошенко. Эти схемы были связаны с контрабандными поставками из РФ комплектующих к украинской бронетехнике. Как известно, официальное военно-техническое сотрудничество с РФ запрещено.
Так, в середине марта секретарь комитета ВР по нацбезопасности и обороне Иван Винник заявил, что принятый закон о национальной безопасност, требует создать центральный орган исполнительной власти в системе Кабмина, условное «министерство оборонной промышленности», которое будет вести регуляторную политику в области ОПК. Таким образом, «Укроборонпром» потеряет свою управленческую функцию по отношению к подчиненным ему госпредприятиям. «Фактически, это будет предусматривать либо расформирование, либо реорганизацию «Укроборонпрома» ... Все предприятия будут подчинены министерству и находиться в сфере его управления. Министерство будет назначать руководителей через открытый конкурс, а также требовать применять процедуру конкурентных закупок в системе ProZorro», – уточнил Винник.
По его словам, если министр будет действовать неэффективно, Рада в любой момент может поднять вопрос о его увольнении или привлечении к ответственности. Сейчас же это практически невозможно, потому что «Укроборонпром» является субъектом хозяйствования, а парламент как госструктура не имеет права вмешиваться в деятельность субъектов хозяйствования.
Еще один вариант реформирования предложил несколько дней назад секретарь СНБО Александр Турчинов. По его словам, речь идет о полной ликвидации «Укроборонпрома» и о создании вместо него холдинговой компании, которая могла бы объединить государственные оборонные предприятия. Возможно, это будет группа компаний, которые будут специализироваться на производстве авиационной, бронетанковой или ракетной техники. В рамках реформы предлагается также рассекретить данные государственного оборонного заказа (ГОЗ).
Как известно, госконцерн «Укроборонпром» был основан в 2010 году в рамках административной реформы Виктора Януковича. Он объединяет свыше 100 предприятий украинского ВПК, а также дочерние компании-спецэкспортеры, которые осуществляют агентские услуги при реализации внешнеторговых контрактов и продвигают украинскую продукцию за рубежом. За свои услуги агенты берут комиссионные, которые в отдельных случаях могут достигать 20% от суммы контракта.
Посредническая деятельность и может создавать почву для коррупционных нарушений. Последний факт – громкое дело, связанное с четырьмя бывшими руководителями госпредприятия «Спецтехноэкспорт» и ее нынешним директором Владиславом Бельбасом. Они подозреваются в финансовых злоупотреблениях, которые причинили государству ущерб в размере 55,4 млн грн. По версии следствия, в 2015 году чиновники привлекли для агентского сопровождения контракта с Минобороны Индии компанию из Объединенных Арабских Эмиратов. За это «Спецтехноэкспорт» перевел этой компании $2,2 млн, однако никаких услуг, по версии следствия, посредник не оказал.
Скорее всего, реформу оборонки проведут, а сам «Укроборонпром» будет либо ликвидирован, либо лишен целого ряда важных управленческих функций. Такое развитие событий предполагает сама ситуация, при которой начались такие разговоры. Действующий президент Петр Порошенко был вынужден срочно ликвидировать последствия коррупционного скандала, так некстати разгоревшегося перед выборами. А если президентом станет Владимир Зеленский, то он тем более объявит войну «свинарчукам», чтобы поддержать свой рейтинг.
Но здесь нужно отметить, что реформа оборонки – это как раз тот случай, когда вместе с водой нельзя выплеснуть ребенка. Во-первых, деньги, которые зарабатывают спецэкспортеры на комиссионных, идут не только кому-то в карман, а направляются, в том числе, на развитие украинских предприятий и разработку новых образцов вооружений.
Во-вторых, в неофициальных беседах сотрудники «Укроборонпрома» отмечают, что зарубежные партнеры желают общаться только с проверенными людьми, которые уже долгое время находятся на рынке, хорошо понимают его особенности и заслужили репутацию. Такие люди сейчас сконцентрированы в «Укроборонпроме». Поэтому «люстрация» неблагонадежных, которой может сопровождаться реформирование сферы ОПК, приведет к ухудшению позиций Украины на международных рынках. Квалифицированных специалистов не так и много, а свободный конкурс может и не заполнить образовавшиеся вакансии.
Тогда придется максимально сохранять старые кадры, но в этом случае реформа ограничится лишь созданием новых госструктур, что не решит проблему коррупции. Более эффективным шагом в этом направлении может оказаться рассекречивание данных ГОЗ. Эта мера уже поможет обществу отследить, сколько денег было потрачено и какой результат при этом получен. Дальнейшим движением является публикация ежегодных публичных отчетов о деятельности всего ОПК, что позволит усилить общественный контроль над ситуацией в оборонке.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»