Кто потеряет от прекращения транзита и что навязывает «Нафтогаз»?

Геннадий Рябцевдиректор энергетических проектов НТЦ «Психея»

У нас привыкли отождествлять потери, которые может понести НАК «Нафтогаз» в связи с сокращениями обьема транзита, с потерями Украины. Но прямой связи между потерями и убытками НАК и госбюджета нет и быть не может.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.

«Интересы «Нафтогаза» не всегда совпадают с интересами государства Украина и национальными. Безусловно, когда будет запущен «Северный поток-2», когда заработает вторая ветка «Турецкого потока» и особенно когда будет достроен сухопутный маршрут, который продлит «Турецкий поток» до Центральной Европы, ГТС будет использоваться в ограниченных масштабах», – отметил Рябцев.

Эта ситуация возникла не сегодня и не вчера, однако вместо того, чтобы сконцентрировать свои усилия на разработке сценариев по эффективному использованию ГТС после 2020 года, и руководители НАК по понятным причинам, и нардепы по странным причинам сосредоточились на блокировке «Северного потока-2», то ли не понимая геополитических раскладов, то ли делая вид, что не понимают, подчеркнул он.

По его словам, сейчас ситуация в Украине в этом вопросе не отличается от той, которая была год назад.

«Под рассказами о необходимости использования транзитного потенциала Украины не наблюдается реальных дел. До сих пор непонятно, что будет с контрактом, действие которого заканчивается 1 января, что будет с загрузкой системы после 1 января, будет ли ГТС способна обеспечить всех потребителей в случае снижения давления в транзитной трубе», – уточнил эксперт.

От прекращения транзита в большей степени потеряет именно «Нафтогаз». НАК в последнее время очень хочет и делает все для этого, чтобы отождествить свои интересы как субъекта хозяйствования с национальными интересами Украины, добавил он.

«Нафтогаз» не перечисляет деньги, которые получает «Укртрансгаз» от транзита, напрямую в бюджет, а прямой зависимости между доходами НАК от транзита газа и величиной отчислений в госбюджет нет. «Нафтогаз» платит налоги и перечисляет дивиденды Кабмину. Важно, какая прибыль у НАК в конкретном году. То есть, если «Нафтогаз» будет убыточным, перечислений не будет, даже если сохранится транзит, пояснил специалист.

«Нафтогаз» получает от транзита порядка 2,5 млрд евро в год. Но это сложная для оценки сумма. Ее оценивает исключительно «Укртрансгаз», который является структурным подразделением НАК, но это одна из самых прибыльных статей. Хотя если говорить за последнее время, то самая прибыльная статья – реализация газа на газовом рынке. Ведь получается, что цены на газ дважды росли. Естественно, эти суммы в основном идут на счета «Нафтогаза», – акцентировал он.

Естественно, здесь есть вопросы, связанные с тем, что не все эти деньги реальны. Часть средств остается как долговые обязательства. Если следовать решению судов, то Кабмин должен «Нафтогазу» одиннадцатизначные суммы, отметил эксперт.

«Ситуация, когда единственный акционер компании должен по суду выплатить этой компании некую сумму денег, – это такой нонсенс, который возможен только в Украине. Как это собственник должен своей компании денег?», – подчеркнул он.

По его словам, «Нафтогаз» различными каналами навязывает два тезиса. Во-первых, если не будет контракта на транзит между «Газпромом» и НАК, то будет крах страны и дефолт.

«Вторая позиция, которую навязывает НАК: если не будет контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом», то Путин тут же захватит Украину. Эти два тезиса они пытаются донести и навязать мнение, что «Нафтогаз» равен государству Украина, что не соответствует действительности», – резюмировал Геннадий Рябцев.

Отметим, Коболев заявил, что РФ делает все для того, чтобы прекратить транзит газа по территории Украины, и поэтому планирует запустить газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток».

Что обещали украинские политики по поводу газа – в нашемобзоре.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО