Подозреваемый в организации убийства херсонской активистки Екатерины Гандзюк глава Херсонского облсовета Владислав Мангер заявил о том, что не намерен выезжать из страны. Напомним, несмотря на то, что генпрокурор предъявил ему подозрение в организации умышленного убийства активистки, Мангеру еще не избрали меру пресечения и не задержали. Каковы перспективы громкого дела, «Слово и Дело» расспросило адвоката «Столичной коллегии адвокатов» Геннадия Дубова.
Мангер подозревается в организации умышленного убийства Гандзюк, совершенного с особой жестокостью из корыстных побуждений, по заказу и по предварительному сговору группы лиц. Санкция статьи, по которой обвиняется чиновник, в частности, предусматривает и пожизненное заключение. В подписанном Юрием Луценко подозрении также указано, что нападение было вызвано личной неприязнью к активистке за противодействие незаконной вырубке леса.
В свою очередь Мангер заявил, что не был знаком с Гандзюк, не пересекался с ней ни по работе, ни в политике. Он также заявил о готовности присутствовать на допросах: «Я открыт для следствия, не собираюсь никуда уезжать или бежать».
По словам Дубова, в случае с Мангером правоохранители ведут себя довольно нетипично. Как правило, при громких обвинениях, например, Ефремова, нардепов Савченко, Добкина, их сразу же задерживали, как только Рада снимала депутатский иммунитет и давала разрешение на взятие под стражу. При этом никого не беспокоило, что нельзя арестовать подозреваемого без решения суда. То же самое было с задержанием Саакашвили.
« а здесь внезапно вспомнили, что в УПК есть норма, согласно которой в подавляющем большинстве случаев нельзя арестовать подозреваемого, не имея решения суда. Получается, что его вызовут в Киев на следственные действия, потом дадут повестку явиться в суд на избрание меры пресечения, и он сам, без конвоя, должен добровольно явиться на судебное заседание», – сказал Дубов.
Нельзя исключить, что таким образом Мангеру дают возможность сбежать. Ведь если он скроется от следствия, это даст повод для заявлений, что он явно чувствует себя виновным.
По словам Дубова, для того, чтобы суд принял решение арестовать Мангера, обвинение, во-первых, должно предоставить веские доказательства того, что он обоснованно подозревается в совершении преступления, во-вторых, доказать риск его ненадлежащего процессуального поведения: что он может срываться от следствия, влиять на суд и свидетелей, скрыть следы преступления.
Однако пока не совсем понятно, какими доказательствами того, что Мангер напрямую причастен к смерти Гандзюк, располагает прокуратура. «По сути, речь может идти о показаниях самих соучастников преступления. Как это объективно доказать, непонятно», – отметил юрист.
Заявления Луценко о том, что в данном случае безальтернативно должна применяться мера пресечения в виде содержания под стражей, неправильное, суд может избрать и иную меру пресечения (например, домашний арест). Более того, нельзя исключать ситуацию, в которой ходатайство прокуратуры будет отклонено и в избрании меры пресечения будет отказано.
Что касается предъявленных Мангеру обвинений, то они могут оказаться состоятельными лишь в случае, если удастся доказать наличие не только объективных (действия по организации и оплате нападения), но и субъективных признаков преступления. Как пояснил юрист, необходимо, чтобы умысел соучастников преступления, включая организатора, был четко направлен на лишение жизни.
«Есть такое понятие, как эксцесс исполнителя, когда организатор просил, например, припугнуть жертву, а исполнители ее убили. Умышленно или случайно. В таком случае организатор за это не отвечает. Он несет наказание за то, что заказал, например, нанесение увечий, но не за убийство», – пояснил Дубов.
По словам юриста, если в ходе следствия выяснится, что никто из участников преступления не хотел смерти жертвы, фигурантов дела будут обвинять по другим статьям Уголовного кодекса. Скорее всего, речь пойдет о ч. 2 ст. 121 УК Украины (причинение тяжких телесных повреждений, совершенное группой лиц, повлекшее смерть потерпевшего), санкция которой предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет.
Напомним, генпрокурор Украины Юрий Луценко рассказал, каким образом председатель Херсонского областного совета Владислав Мангер заказал и частично организовал убийство Гандзюк.
Также мы писали, что в ГПУ рассказали, когда Мангеру изберут меру пресечения.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.