В последние недели 2018 года одной из главных международных тем стало возможное поглощение Российской Федерацией Беларуси. Кремль активно склонял президента Беларуси Александра Лукашенко к более тесной интеграции в рамках Союзного государства. Взамен Беларусь должна была получить дешевые энергоносители. Итог этого шантажа пока неизвестен, но если план Владимира Путина по фактической аннексии Беларуси пройдет, то Украина столкнется с новыми серьезными вызовами для своей национальной безопасности.
В декабре 2018 года президент Беларуси Александр Лукашенко неоднократно ездил в Москву на переговоры со своим коллегой Владимиром Путиным. Темой переговоров являлась более глубокая интеграция РФ с Беларусью в рамках так называемого Союзного государства.
Договор о создании Союзного государства между РФ и Беларусью был подписан 8 декабря 1999 года, а 26 января 2000 года он вступил в силу. Инициатором создания такого союза являлся как раз Александр Лукашенко. В перспективе Союзное государство предполагает унификацию законодательства обеих стран, формирование единого парламента, Кабинета министров, введение единой символики и валюты. Однако до сих пор интеграционные процессы шли ни шатко, ни валко. Перелом произошел именно в 2018 году в связи с грядущим запуском в России так называемого «налогового маневра».
В чем его суть? Начиная с 2019 года Россия намерена снизить вывозную пошлину на нефть, которую не уплачивает Беларусь, с 30% до 0%. До сих пор эти 30% в рамках процедуры «перетаможки» поступали напрямую в бюджет Беларуси в виде живых денег. Одновременно Беларусь закупала в России нефть по сниженным ценам в больших количествах, чем ей это было необходимо для внутренних потребностей. Остаток перерабатывался на белорусских нефтеперерабатывающих заводах и перепродавался в виде топлива за рубеж. В том числе и в Украину, которая воюет с Россией и остро нуждается в поставках ГСМ.
Такое положение вещей не могло устроить Владимира Путина. В ближайшие шесть лет «налоговый маневр» мог бы обойтись беларусскому бюджету в $8-12 недополученных миллиардов. Дальнейшая «халява» в виде дешевых энергоносителей могла продолжиться лишь при условии ускорения интеграционных процессов в рамках создания Союзного государства, что и стало темой декабрьских переговоров между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко. Естественно, унификация законодательств и создание единых органов властей предполагается только по российскому образцу, а это означает «мягкую» аннексию Беларуси и устранение Александра Лукашенко от власти.
Последние переговоры между Путиным и Лукашенко состоялись 29 декабря 2018 года. По их итогам пока неясно, удалось ли Путину сломить сопротивление беларусского президента. Но в любом случае, Кремль во что бы то ни стало постарается завершить тихую аннексию Беларуси, поскольку она очень выгодна Владимиру Путину.
Во-первых, потому, что президент России сможет предъявить своему народу еще одну внешнеполитическую победу, которая, возможно, позволит ему поднять свой рейтинг до «крымских» показателей.
А во-вторых, после создания объединенного государства и формирования новых органов власти одновременно возникнет необходимость выбрать и нового президента. Это позволит Владимиру Путину узурпировать власть еще на два срока и просидеть на троне до 2030 года или вообще до тех пор, пока ему позволит здоровье.
Эта ситуация создает новые риски для Украины, особенно в том случае, если отношения между Киевом и Москвой будут оставаться, мягко говоря, недружественными. Опрошенные автором патриотически настроенные граждане Беларуси полагают, что и на сегодня Беларусь де-факто уже аннексирована Россией, а интеграция в рамках Союза лишь оформит ситуацию де-юре. Однако режим Александра Лукашенко можно считать сколько угодно марионеточным, но до сих пор он не являлся враждебным для Украины.
Так, белорусские власти задерживали украинских граждан, в частности журналиста Павла Шаройко. Кроме того, белорусская делегация в ООН не поддерживала украинские варианты резолюций по поводу нарушения прав человека в аннексированном Крыму.
Но, с другой стороны, Александр Лукашенко еще весной 2014 года твердо пообещал, что Беларусь не станет плацдармом для российского вторжения в Украину и до сих пор слово свое держал. Кроме того, в последние 5 пять лет Беларусь и Украина осуществляют довольно обширное военно-техническое сотрудничество. В нашу страну поступает не только топливо, но и необходимые войскам оптические приборы, а также колесная техника, в частности грузовики МАЗ. А в 2016 году лицензионное производство МАЗов было налажено на мощностях корпорации «Богдан».
Если же Беларусь станет Россией, то из как минимум нейтрального соседа она превратится во врага. Сама по себе белорусская армия сильно уступает по численности ВСУ и не сможет вторгнуться в Украину. Однако, по мнению координатора группы «Информационное сопротивление» Константина Машовца, аннексия Беларуси позволит РФ осуществить стратегическое развертывание своих войск на территории Беларуси. А это резко ухудшает стратегическое положение Украины.
«По сути, в военно-стратегическом отношении мы еще до широкомасштабного вторжения окажемся в полуокружении. В российском Генштабе достаточно четко вычислили, что, по сути, ключом к Украине является Беларусь ... Ее захват, аншлюс вполне способен поставить Украину в военном отношении почти в безвыходное положение», – полагает Машовец.
Другими словам, если «аншлюс» Беларуси состоится, то Украина будет вынуждена держать оборону по огромному периметру государственной границы – от Волынской области до Приазовья. А это вместе с фактической блокадой Россией Азовского моря создает новый серьезный вызов для национальной безопасности нашей страны.
Игорь Ветров, специально для «Слова и Дела»