В Азовском море создадут единую систему наблюдения за безопасностью. В нее войдут пограничники, полицейские и нацгвардейцы. Но главный вопрос не в том, какие структуры будут в этом участвовать, а в том, что именно они будут делать на берегу.
Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил эксперт по вопросам национальной безопасности и обороны Украинского института будущего Ираклий Джанашия, оценивая создание единой системы наблюдения за безопасностью в Азовском море.
«Катеров как таковых для противодействия РФ у нас не так много. Десять катеров было, добавили по два «Гюрзы» и «Кентавра», еще США передали два патрульных катера типа «Айленд». Однако этого недостаточно, чтобы что-то противопоставить РФ. Десять катеров, которые у нас есть, не могут, к примеру, выходить в шторм в море. Нормальные суда выдерживают четырехбалльный шторм, а наши от двухбалльного пойдут на дно», – отметил Джанашия.
Будет ли дальнейшая эскалация в Азовском море, зависит от нас, уточнил он.
«Если мы не будем реагировать должным образом, то это вероятно. В нашем случае мы и так позволяем РФ делать все, что она хочет. Мы не ставим для нее никаких преград», – добавил эксперт.
Он напомнил о заявлении, которое сделали летом в МИДе Украины, о том, что ситуация в Азовском море – это искусственно созданное обострение в информационном поле.
«Разве то, что сейчас происходит, похоже на искусственно созданное обострение в информационном поле?», – акцентировал специалист.
По его убеждению, Украине нужно усилить свое присутствие в Азовском море.
«Но не заявлениями о том, что туда перекинули Нацгвардию. Они вплавь будут добираться до российских судов и собою перекрывать им проход к торговым судам?», – подчеркнул Джанашия.
Более того, есть и спекуляции со стороны политиков относительно войны в Азовском море, отметил он.
«Нужно понимать, что, как только мы делаем первый выстрел, то объявляем войну РФ. Официально это наше поражение. Выстоять против РФ у нас нет шансов. Армия слабее, люди уходят из ВСУ, нет амуниции. Мы не в состоянии воевать, но признавать этого мы не хотим», – пояснил эксперт.
На его взгляд, чтобы попытаться выйти из кризиса, нужно каким-то образом обеспечить нормальный регулярный доступ в Азовское море.
«Это невозможно сделать по–другому, кроме как рытьем искусственного канала от Каховки до Утлюкского лимана. Тем более Каховский канал уже существует. Остается только его расширить и углубить. Однако это масштабный проект, как с точки зрения сроков реализации, ведь это займет не менее 5 лет, так и в финансовом плане. Вот только другого выхода у нас нет», – констатировал он.
До тех пор, пока канал не будет построен, нужно каким-то образом поставить Россию на место. Десятка катеров в Азовском море, которых едва хватает на охрану береговой линии, явно недостаточно для решения проблемы. Тем более наши катера не способны выходить в море в 2-3-балльный шторм, уточнил специалист.
По его словам, решение все-таки есть, и оно довольно простое. Достаточно взять гражданские суда, снабдить их солдатами и вооружением: крупнокалиберные пулеметы, ПТУРы. Понадобятся десятки, если не сотни, подобных судов, однако воевать мы ими не будем.
Они необходимы лишь для эскорта торговых судов до Керченского пролива и как свидетельство того, что Украина не собирается быть безразличной и бездействующей в этой ситуации, акцентировал он.
В таком случае есть довольно большой шанс, что агрессор отступит, добавил эксперт.
Он напомнил, что недавно, 2 октября, начальник Генерального штаба ВСУ Виктор Муженко в интервью агентству Reuters рассказал, что ВМС ВСУ не будут сопровождать коммерческие суда в Азовском море. Муженко аппелирует к тому, что в этом пока нет необходимости, к тому же силы в Азовском море пока явно неравны и обострять ситуацию на море Украине невыгодно.
«Очевидно, Муженко считает, что сегодняшняя ситуация в Азовском море, которая и была вызвана постоянной политикой игнорирования Украиной, еще недостаточно критична», – добавил специалист.
Кроме того, по его мнению, нужно закупать военные катера и корветы у других держав, которые открыто их продают. Например, у Израиля или Италии. Стоят они от 500 тысяч до 1 миллиона долларов, в то время как стоимость одного катера «Гюрза» составляет 6 миллионов долларов.
«Параллельно нельзя забывать об экономической составляющей Мариуполя и Бердянска. Ведь до проведения нового канала порты будут пустовать, что сделает регион депрессивным. Во избежание подобной ситуации, необходимо инвестировать в данный регион», – резюмировал Ираклий Джанашия.
Добавим, 8 сентября 2014 года Петр Порошенко пообещал, что Мариуполь является и будет оставаться украинским. Он подчеркнул, что Украина имеет достаточно сил, чтобы защитить город.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.