По итогам 2017 года уровень бедности в Украине увеличился до 27%. Анализ Счетной палаты показал, что в 2017 году 9% населения страдало от всех трех форм бедности – по расходам, по доходам ниже фактического прожиточного минимума и признакам депривации. Доля депривированных лиц по 4 из 18 признаков в 2017 году была крупнейшей за последние 10 лет почти во всех группах домохозяйств. Подавляющее большинство украинцев не могли позволить себе осуществлять непредвиденные расходы, больше половины – не имели возможности отдыхать вместе с семьей хотя бы в течение одной недели в год. Третьей по распространенности проблемой украинцев является недоступность качественных услуг охраны здоровья. Так, 31,7% населения не имели средств для покупки назначенных лекарств и медицинских принадлежностей, а 30% – для оплаты услуг врача и лечения в стационаре без проведения хирургической операции.
Экономист Борис Кушнирук отметил, что если брать абсолютные показатели, бедность сократилась, но если брать депривацию, то есть исходить из того, чего не хватает и каких возможностей украинцы лишены, то действительно существует многослойная проблема.
Во-первых, действительно люди лишены возможности отдыхать хотя бы раз в год с семьей, а это уже существенный фактор. Что касается медицинского фактора и невозможности получить качественные услуги охраны здоровья, то мы находимся в переходном периоде от старой модели к новой, подчеркнул аналитик.
«Старая модель создавала вилимость, что мы содержим медицинские учреждения, особенно это касается сельской местности. По факту это было содержание фельдшера без соответствующего образования, а его уровень знаний и возможности были незначительны. Опять же, вопрос о создании медицинских округов: как добраться? Может скорая приехать быстро, если что-то случилось?», – уточнил он.
По его мнению, в данном вопросе ситуацию быстро не улучшить, наоборот, может быть обострение.
«Например, у нас практика семейного врача. Однако часто врачи не хотят жить в сельской местности. Тогда им нужно предложить большую зарплату. Возникает вопрос, за счет чего. Если часть расходов на содержание учреждения остается за местной громадой, расходы на каждого отдельного человека даются уже из нового медицинского фонда. Сейчас нужно завершить эту процедуру, а часть населения даже не имеет соглашений с врачами», – пояснил эксперт.
При этом он добавил, что здесь есть определенная хитрость, потому что на детей суммы значительно больше, соответственно, врачи делают все, чтобы заставить родителей заключать соглашение в первую очередь по поводу детей. Это происходит на бюрократическом уровне. Например, были случаи, когда для того, чтобы взять больничный для ребенка, нужно было заключить соглашение с врачом.
Однако, по его мнению, все равно нужно пройти этот этап, чтобы у людей появилось ощущение, что они сами могут выбирать врача.
В общем, проблема не будет решена пока не будет запущено медицинское страхование, констатировал экономист.
«Потому что есть первичная помощь, потом еще предполагается специализированная помощь, а затем нужно параллельно запускать медицинское страхование», – отметил он.
По его словам, если брать медицинскую систему, то на этом этапе номинально ситуация, может, и ухудшилась, но это произошло потому, что мы реально начали смотреть на сложившуюся картину.
Кроме того, существует проблема, которая есть и в других странах. Она заключается в том, что корзина расходов определяется единой для всех слоев населения.
«Однако в зависимости от того, бедный, средний или богатый класс, затраты разные. В этом случае и индекс потребительских цен для этих категорий будет совершенно разный. По большому счету, следует разбивать на группы по какому-то показателю», – уточнил аналитик.
При этом он добавил, что есть проблема, связанная с тем, что считается показатель средней зарплаты, однако это, грубо говоря, средняя температура по палате.
«Например, есть руководители госкомпаний, которые имеют контракты и выплачивают зарплату миллион гривен, сотрудники получают 10 тысяч, при этом средняя зарплата по компании может возрасти, но понятно, что зарплата обычных сотрудников существенно отличается», – подчеркнул экономист.
В целом, по его убеждению, следует понять, что чем меньше страна производит продукции, тем меньше уровень доходов.
«Пока страна не будет заниматься собственным производством, будет оставаться такая ситуация, как есть, – зависимость от внешних рынков. Потому что если цены на сырье на внешних рынках упали, то и уровень доходов, зарплат и бедности летит вниз», – резюмировал Борис Кушнирук.
Как менялся ВВП по паритету покупательной способности в постсоциалистических странах – на инфографике.
Ранее «Слово и Дело» отследило изменения позиций Украины в рейтингах.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.