11 миллиардов гривен – в асфальт. Что не так с ремонтом дорог?

Наталья ФорсюкДиректор Национального Секретариата CoST в Украине

Треть денег должна идти на дороги местного значения. Вопрос в том, достаточно ли этого. На сегодня – нет.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказала директор Национального секретариата CoST в Украине Наталия Форсюк, оценивая заявление Владимира Омеляна о том, что на ремонт дорог на областном уровне выделено 11 миллиардов гривен.

«По официальной информации «Укравтодора», почти 90% дорог нуждаются в восстановлении ремонта и реконструкции. Это требует больших средств, но с другой стороны, на сегодня наш рынок не в состоянии проглотить их, потому что очень долго ничего не происходило вообще. То есть конкуренция очень низкая. Рынок убит», – отметила Форсюк.

Она уточнила, что согласно анализу, торги часто не происходят или цена падает на 1%.

То есть это дает основания считать, что участники между собой договариваются, добавила эксперт.

«Конечно, нужно больше денег, но все равно это вряд ли было бы возможно. Вопрос в том, как обеспечить качество при ремонте тех дорог, которые запланированы в этом году», – подчеркнула она.

По ее словам, проблема в том, что процедуры обеспечения качества очень слабые. Сами по себе процедуры сохранились еще с постсоветских времен и всегда присутствует конфликт интересов.

Заказчик контролирует сам себя, хотя есть, конечно, прогрессивные области. Например, во Львовской области вопрос отдали на аутсорсинг. Однако в основном по регуляторным документам, которые есть сегодня, заказчик контролирует сам себя, акцентировала специалист.

По ее убеждению, это опасно, поскольку полноценного доверия, когда отсутствует надзор со стороны государства, нет.

«Заказчик сам заказал, сам проверил. Когда есть строительство, реконструкция, присутствует надзор со стороны государства, архитектурно-строительный контроль осуществляется при сдаче объекта в эксплуатацию. Однако на сегодня 88% ремонтных работ – это текущие средние ремонты, которые в эксплуатацию не сдаются, потому надзора там нет, заказчик контролирует сам себя», – пояснила эксперт.

Такие услуги следует отдавать на аутсорсинг, однако дело в том, что законодательство это позволяет делать, но не обязывает, отметила она.

По ее словам, ведутся переговоры с Мининфраструктуры, чтобы по крайней мере часть контроля отдавать инженеру-консультанту как третьей стороне. Однако на сегодня при текущих средних ремонтах такой обязанности нет, лишь при капитальных ремонтах, которых очень мало – 12% от общего объема.

«Поэтому, получается, что 11 миллиардов гривен на ремонт недостаточно, но и больше наш рынок не потянет. Не так много предприятий, которые способны выполнить объем работ, если учесть, что до 2016 года, кроме короткого периода подготовки к Евро-2012, ничего не ремонтировали. То есть рынок исчез», – добавила эксперт.

На сегодня из тендеров, которые были объявлены, заключены договора только на половину, уточнила она.

«Поэтому говорить о качестве этого года в разрезе областей пока рано. Небольшое количество контрактов заключено по сравнению с годовым объемом. То есть до половины. Кроме заключения контракта, еще нужно выполнить работы. Качество будет видно ближе к концу сентября», – подчеркнула специалист.

«Однако если говорить о дорогах международного, государственного значения, там, где работают крупные подрядчики, качество неплохое, на местных – качество хуже, причем даже если там тоже большие подрядчики. Вероятно, они берут кого-то в субподряд», – резюмировала Наталья Форсюк.

Полное интервью Владимира Омеляна читайте на портале «Слово и Дело».

Также «Слово и Дело» разбиралось, как главы областных администраций заботятся о дорогах.

Как члены Кабмина выполняют свои обещания – в материале «Что больше беспокоит Гройсмана как премьера».

Хотите обсудить материал? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО