С одной стороны, можно сказать, что был достигнут компромисс между международным сообществом и украинской стороной. Международному экспертному совету предоставляется возможность заблокировать кандидата, по которому, на их взгляд, есть вопросы, будь-то квалификационные или каке-либо другие.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказала Юлия Кириченко, оценивая принятие законопроекта об Антикоррупционном суде, в частности роль международных экспертов.
«Если трое экспертов из совета будут против какого-то кандидата, такой кандидат не пройдет. У них есть такое право. Однако проблема в другом. Записали другие требования для самих международных экспертов. Предполагалось, что международным экспертом может быть иностранный гражданин, имеющий квалификацию, или человек, который принимал участие в подобных процессах, был приобщен к решению подобных вопросов», – отметила Кириченко.
На сегодня членом Совета международных экспертов может быть гражданин Украины, просто с международным опытом работы, констатировала эксперт.
«Тогда вопрос: а кто будет в совете международными экспертами, если будут граждане Украины? Соответственно, можно предположить, что будут вопросы насчет независимости. Потому как граждане Украины могут быть более зависимыми от политической власти, определенных процессов», – уточнила специалист.
По ее словам, в законопроекте, который подавался, этого раньше не было.
Много компромиссов и спорных вопросов были решены позже, добавила эксперт.
На ее взгляд, на этом этапе еще не все потеряно. Однако нужно стараться при назначении формирования этого международного экспертного совета включить именно международных экспертов.
«Риск, что совет могут сформировать не из международных экспертов, а просто найти у нас экспертов с международным опытом, остается. Сейчас важно контролировать, чтобы на этапе реализации закона совет был сформирован именно из независимых экспертов», – резюмировала Юлия Кириченко.
Напомним, в четверг, 7 июня, Верховная Рада 315 голосами поддержала создание Высшего антикоррупционного суда.
«Слово и Дело» разбиралось, как за закон голосовали фракции и группы.