Петр Порошенко обещал, что украинцы получат право безвизовых поездок в ЕС еще в 2016 году. С опозданием на год, но президент сдержал слово – украинцам позволили путешествовать в страны Евросоюза и Шенгена без визы. 11 июня 2017 года безвизовый режим Украины с ЕС официально вступил в силу. В первый день безвизового режима границу пересекли чуть более 1400 граждан. 73% из них – в автомобильных пунктах пропуска, 27% – в авиационных. В Государственной пограничной службе рассказали, что за год украинцы воспользовались безвизом 555 тысяч раз.
К первой годовщине «Слово и Дело» выяснило, как проявил себя на практике безвизовый режим, изменилось ли что-то для украинцев и какие проблемы до сих пор являются тревожным звоночком в вопросе безвиза.
Политический аналитик Мария Золкина подчеркнула, что негативные ожидания, которые были по поводу миграции, не оправдались.
Миграция украинцев
Она уточнила, что такой волны, которая была, например, в Балканских странах, когда им открыли Шенген, не было.
«Повышение миграционных потоков все же имеет свои особенности. В первую очередь это рабочие поездки. Конечно, безвиз для них облегчил такие поездки, но это сезонная миграция. Это не влияет на отношения Украины с ЕС в миграционном плане, потому что все же за последний год не было никаких критических показателей о нарушении украинцами правил пребывания на территории Шенгена», – отметила Золкина.
Тем, кто хочет выезжать и работать в ЕС, безвиз облегчил жизнь, но это не влияет на оценку ЕС безвизового режима с Украиной как такового, добавила эксперт.
«Миграция не носит нелегального характера, потому что люди, которые выезжают на несколько месяцев, при этом страна с наибольшим количеством въездов со всей Шенгенской зоны – это Польша, все они все равно находятся на легальных основаниях, даже в рамках такой сезонной миграции и выполняют требования визового законодательства», – пояснила Золкина.
Откат реформ
Эксперт напомнила, что Украина в конце 2017 года была антигероем отчета Еврокомиссии по вопросам выполнения безвиза, потому что у нас начался регресс и свертывание антикоррупционной политики.
«Все эти истории с попытками избрать аудитора НАБУ, провальные истории с Антикоррупционным судом повлияли на формирование негативных оценок, которые были. Угрозы были довольно серьезные», – подчеркнула аналитик.
По ее словам, принятие закона об Антикоррупционном суде, процедуры избрания судей будет засчитано как плюс.
«Это будет зачислено в актив, но проблема не исчезает, потому что ЕС продолжит мониторить выполнение требований Украиной безвизового режима, контролировать, чтобы не было свертывания реформ», – добавила эксперт.
По ее убеждению, по другим сферам, как в случае с борьбой с коррупцией, нивелирования достижений безвиза не было. Сейчас в ЕС будут контролировать и смотреть, насколько прозрачно будет проходить запуск Антикоррупционного суда, отбор судей.
«Контроль со стороны ЕС не исчезнет», – отметила Золкина.
Европа без границ
На ее взгляд, этот год показал, что путешествовать украинцам действительно стало легче, чем раньше.
Она уточнила, что не оправдались опасения по поводу того, что кучу документов все равно придется показывать пограничникам.
«Во-первых, мы получили огромную экономию средств при отсутствии необходимости обращаться отдельно за визой. Проверки на границах также не стали более жесткими, чем те, которые были за время действия визового режима. Возможно, проверки участились, но точно не стали жестче. Никаких кабальных условий нет», – пояснила специалист.
Она подчеркнула, что случаи разворота на границах случаются не часто.
«Случаев разворота у нас меньше, чем, к примеру, в Грузии по результатам грузинского безвиза. Это означает, что проверку на границах люди проходят не так жестко, как пугали украинцев год назад, накануне введения безвиза», – резюмировала Мария Золкина.
Ранее «Слово и Дело» писало, какие страны выбирают для путешествий украинцы.
В какие страны украинцы могут путешествовать без виз – на инфографике.