Создание Нацбюро финансовой безопасности: проблемы подчинения и влияния АП

Николай Хавронюкэксперт по вопросам коррупции

Непростая ситуация не только с подчинением НБФБ, но и с предыдущими решениями, связанными с НАБУ и ГБР.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал директор по научному развитию Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк, оценивая создание Нацбюро финбезопасности, законопроект о котором должны рассмотреть в первом чтении 17 мая.

«Согласно Конституции, президент и ВР имеют лишь те полномочия, которые определены в Конституции, и никаких других. Однако, когда создавалось НАБУ, затем ГБР, а теперь и НБФБ, во всех законах предусматривалось значительное влияние президента на процессы, при этом неконституционное», – отметил Хавронюк.

Поэтому существует большой риск того, что при определенной ситуации может найтись необходимое количество голосов нардепов, которые внесут конституционное представление с тем, чтобы признать эти органы неконституционными, добавил эксперт.

«Поэтому когда президент или другие лица пытаются натянуть на себя как можно больше полномочий, они создают огромные риски того, что, образно говоря, палка, которую они гнут, просто сломается и не будет вообще никакого органа, как нет налоговой милиции, которую когда-то ошибочно отменили», – подчеркнул он.

Орган должен быть создан в соответствии с КУ и законодательством. В частности, все эти новые органы, в том числе Нацбюро финбезопасности, должны были быть центральными органами исполнительной власти со специальными полномочиями, уточнил специалист.

«Они должны создаваться так, как и другие центральные органы исполнительной власти. Набирать к ним в состав нужно государственных служащих, а не лиц со звездочками и лампасами. Органы должны быть созданы на основании закона Кабмина, а президент не должен иметь к ним никакого отношения», – пояснил Хавронюк.

По его убеждению, лишь в таком случае новые органы могут эффективно работать по отдельности в пределах своих полномочий.

«Тогда бы власть не имела возможности перетаскивать властный канат от одной партийной силы к другой, как это происходит сейчас», – подчеркнул он.

Это хорошо видно на примере ГБР, которое никак не может начать работать, обратил внимание специалист. ГБР до сих пор даже сформировать не могут, потому как в комиссии, которая должна избрать руководящий состав, постоянно продолжались распри, напомнил он.

«Избрали наконец-то троих человек руководства, а теперь распри происходят из-за другого руководящего состава, уже на уровне руководителей управлений, департаментов. В итоге опять остановился процесс, потому как одна партийная сила хочет одного, другая – противоположного. А эти две силы представлены исполнительной властью и президентом», – акцентировал специалист.

Он выразил опасение, что в случае создания НБФБ все может повториться. По его мнению, это должен быть центральный орган исполнительной власти.

Подытоживая, эксперт подчеркнул, что отдельный орган с узкой специализацией для расследования нескольких видов преступлений должен быть.

«Однако этот орган должен быть центральным органом исполнительной власти, подчиненным Кабмину и в сфере деятельности Минфина. Кроме того, он должен забрать полномочия по расследованию экономических преступлений частично у Нацполиции, СБУ и работать под контролем правительства и общества. Только тогда стоит ждать результата», –резюмировал Николай Хавронюк.

По данным «Слова и Дела», зимой этого года премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что планирует создать Службу финансовых расследований.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО