Во всем мире сегодня отмечают Международный день родного языка. Праздник был установлен в 2000 году ЮНЕСКО для защиты языкового и культурного многообразия.
Для Украины языковой вопрос стоит особенно остро. Если западная часть страны в подавляющем большинстве разговаривает на украинском языке, то восточная – на русском. Долгие годы этим фактом манипулировали политики, а четыре года назад Россия ввела на Донбасс войска под предлогом «защиты русскоязычного населения». Сейчас украинский язык активно возвращают во все сферы жизни: кино, телевидение, школы, госучреждения. «Слово и Дело» решило проанализировать, что украинские политики обещают по языковому вопросу.
Баллотируясь на парламентских выборах в 2014 году, Юрий Левченко обещал обязать всех госслужащих использовать украинский язык на работе и во время публичных выступлений. Через год Верховная Рада приняла законопроект (и Левченко его поддержал) «О государственной службе», предусматривающий предоставление украинскому языку статуса языка официального общения должностных лиц. Кроме того, украинский язык стал языком делопроизводства и документации государственных органов и чиновников.
На парламент этот закон не влиял, депутаты могли выступать и на русском языке, пока спикер Андрей Парубий не выступил с инициативой обязать народных депутатов во время выступлений в сессионном зале говорить только на украинском. Конечно, не всем это понравилось: Юрий Бойко заявил, что «Оппозиционный блок» будет отстаивать свое право выступать на русском языке.
«Это провокация. По сути, нарушается конституционное право депутата на выступление. Начал эту практику, к сожалению, сам спикер. Далее ее подхватили радикально настроенные элементы», – подчеркнул глава фракции.
Кстати, Левченко не единственный, кто вписал в свою предвыборную программу обещание по языку. Валентин Ничипоренко также в 2014 году обещал инициировать и поддерживать законы, направленные на поддержку и развитие украинской культуры, однако слово не сдержал. Когда голосовались соответствующие законопроекты, нардепа не было в зале, а своих предложений он не вносил.
В прошлом году Рада одобрила новый закон об образовании, который вызвал бурные дискуссии как в Украине, так и за рубежом. Отметим, согласно реформе, языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык – украинский. Дети национальных меньшинств будут начинать учиться на украинском, а язык нацменьшинства изучать как отдельную дисциплину. Нардеп Александр Вилкул обещал, что «Оппозиционный блок» после прихода к власти отменит запрет на обучение в школе на местных языках.
«Власть своим новым законом запрещает преподавать в школах, садиках и вузах на русском языке. И сделали это хитро – до 2020 года (то есть до проведения выборов) еще разрешено обучение в садиках и 1-4-х классах школы. А потом – все, жесткий запрет. После победы на выборах мы отменим эти дискриминационные нормы», – заявил Вилкул.
При этом вице-премьер-министр Вячеслав Кириленко пообещал, что школы с русским языком обучения закрывать не будут.
Министр юстиции Павел Петренко выступает за то, чтобы госслужащие знали не только украинский язык, но и английский. «С 2019 года знание английского языка будет одним из условий номинирования на государственную службу. Те, кто хочет стать государственным служащим, кроме украинского языка, должны знать английский язык на базовом уровне», – подчеркнул министр.
Напомним, Кабинет министров Украины внес на рассмотрение Верховной Рады законопроект о внесении изменений в закон об образовании.
Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»