В начале января МИД Украины призвало граждан нашей страны воздержаться от поездок в Египет, в связи с продлением на территории этой страны чрезвычайного положения. Соответствующий режим принят в связи с террористической опасностью. Однако Египет очень популярен среди украинцев как место для отдыха. Поэтому меры безопасности, которые предпринимаются египетскими властями для борьбы с террористами, внушают уважение.
Призыв воздержаться от посещения Египта МИД Украины распространил еще 3 января. Он был связан с тем, что власти Египта решили продлить режим чрезвычайного положения в стране на три месяца в связи с террористической угрозой. Как ранее сообщало «Слово и Дело», в ноябре 2017 года боевики напали на мечеть Аль-Радва в городе Биль-аль-Абд в провинции Северный Синай. Количество жертв от этого нападения превысило 300 человек.
А в канун Нового года, 29 декабря, террористы обстреляли храм христиан-коптов, который расположен к югу от Каира. В результате нападения погибли почти 10 человек.
В связи с этими событиями МИД Украины рекомендовал гражданам не ехать в Египет, а тем, кто там уже оказался, придерживаться ряда рекомендаций. Например, не находиться на севере и в центральной части Синайского полуострова, а также в пустынных районах к западу от долины реки Нил. В МИДе рекомендовали соблюдать особую осторожность при посещении Каира, дельты реки Нил и курортных городов Красного моря – Хургады, Эль-Гуны, Сафаги, Шарм-эль-Шейха, и т.д.
Рекомендации МИДа пришли слишком поздно для того, чтобы мы могли позволить себе отказаться от ранее запланированной и оплаченной поездки. Нам предстоял вылет в Хургаду, а также посещение Каира и Эль-Гуны, то есть именно тех городов, пребывание в которых требовало особой осторожности.
Всех туристов, прибывающих в Египет по туристической путевке, в аэропорту всегда встречают представители туроператора, владеющие русским языком. Они сопровождают гостей по отелям, параллельно информируя об особенностях предстоящего отдыха. Естественно, первый наш вопрос касался ситуации в стране.
«У нас тздесь намного спокойнее, чем у вас в Украине», – сразу же заверил египтянин. Он рассказал случай, как в одном из храмов Каира прихожане сами обезвредили террориста, который попытался взорвать себя в толпе.
Поскольку Египет как место для круглогодичного отдыха очень популярен среди туристов из различных стран, включая украинцев, то местные власти серьезно позаботились о безопасности. Сотрудники полиции дежурят в гостиницах, заставляя посетителей проходить через рамки металлоискателей и просвечивая рентгеном багаж вновь прибывших, как это всегда происходит в аэропортах. Правоохранители патрулируют даже пляжи, правда, это происходит только вечером, когда побережье пустует.
Особенно сильно безопасность контролируется в людных местах. Например, в Хургаде, в районе мечети на расстоянии в 100-300 метров друг от друга, располагаются блокпосты с автоматчиками, а на территории самого храма дежурили еще и сотрудники спецслужб в штатском. Они расспрашивали всех людей, кажущихся им подозрительными, зачем и откуда они приехали в мечеть.
Храм коптов (дело было 6 января в рождественский сочельник) охранялся еще тщательнее. Все примыкающие улицы были огорожены и оцеплены полицией и солдатами. Причем армейские кордоны были усилены бронетехникой, а полицейским помогал спецназ в полной выкладке. Для того, чтобы попасть в храм, следовало пройти два контрольных пункта, на которых посетителей пропускали через рамки и тщательно досматривали их вещи. Из инцидента под Каиром 29 декабря, власти Египта, судя по всему, сделали правильные выводы.
В Каир выезжали ночью. Предстояло проехать более 400 километров. Часть пути пролегала по совершенно неосвещенной дороге. Это путешествие действительно могло бы показаться опасным, но туристические автобусы здесь передвигаются под охраной полиции, кроме того, в каждом из автобусов сидит полицейский. Даже широкий автобан (по шесть полос в обе стороны), который вел непосредственно в Каир, охранялся армейскими блокпостами с бронетехникой.
Полицейские блокпосты можно было встретить на трассах Египта и до объявления чрезвычайного положения, однако самих полицейских к туристическим группам ранее не прикрепляли. Во всяком случае, в прошлом году во время поездки в Луксор (более 200 км к югу от Хургады) наш автобус двигался без усиленного полицейского сопровождения. В самом Каире большого количества блокпостов замечено не было, однако людные места вроде Национального музея охраняются достаточно тщательно. Охрана внимательно осматривает всех посетителей, а их здесь всегда очень много.
Впрочем, полностью гарантировать безопасность в таком городе, как Каир, практически невозможно. В нем более 20 миллионов жителей, а движение на улицах очень оживленное, причем местные водители не особо соблюдают правила дорожного движения. Каир – город контрастов: дорогие автомобили здесь соседствуют с мотоколясками (тук-туками), которые используются в качестве такси, а более-менее чистые улицы – с грязными трущобами. Здесь действительно нужно быть очень осторожными – хотя бы для того, чтобы не пасть жертвами банальных карманных воров.
А вот город Эль-Гуна, по всей видимости, совершенно безопасен. Его построил местный миллиардер Сами Самирис. Двадцать восемь лет назад он за бесценок купил остров в Красном море и создал вокруг него систему намывных островов, которые соединил каналами и мостами. Сейчас на этих островах построены дорогие отели, виллы, поле для гольфа, кафе, рестораны, музей, клиника и даже собственный аэропорт.
Именно по этой причине Эль-Гуна считается элитным курортом, где виллы сдаются в долгосрочную аренду сроком как минимум на сорок лет, а проживание в отелях обходится дороже, чем в других местах Хургады. Попасть в Эль-Гуну можно по морю, на самолетах, а также сухопутным транспортом. Но в последнем случае вам придется пройти досмотр, и если вы не являетесь туристом, владельцем виллы либо представителем обслуживающего персонала, то вам придется отдать охране свой паспорт. Иначе вас просто не пропустят в город. В таких условиях организовать теракт на территории этой островной системы довольно проблематично.
Таким образом, власти Египта много сделали для того, чтобы защититься от террористов. Кое в чем они действуют даже тщательнее, чем их украинские коллеги, хотя, в отличие от Египта, на территории Украины идет война.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»