Отказ отпевать ребёнка: политическое православие против Закона Божьего

Максим Кречетовжурналист, блогер

Украинский филиал Русской православной церкви сделал ещё один большой шаг к своей маргинализации, поставив политическую целесообразность на этот раз даже выше Закона Божьего. Призрение многих «пастырей» к законам юридическим – тема отдельная. Один мужчина в рясе решил, что может вместо Бога определять судьбу души умершего ребёнка, а другой мужчина в сане епископа его за это похвалил. К церковным канонам, которые были грубо нарушены при этом, мы ещё обратимся.

Один маленький ребёнок в Запорожье, не доживший трёх месяцев до своего двухлетия, стал одновременно жертвой мужчины-самоубийцы и конфессии, которая в глазах очень многих совершает самоубийство духовное, выходя за рамки христианской и человеческой морали.

Не по Евангелию

«13. Тогда к Иисусу принесли детей, чтобы Он возложил на них руки и помолился. А ученики их бранили. 14. Но Иисус сказал: Пусть дети приходят ко Мне, не запрещайте им, потому что Царство Небесное принадлежит таким, как они. 15. И, возложив на детей руки, Иисус ушел оттуда» (Св. Евангелие от Матфея 19:13-15). Даже сам Спаситель не стал авторитетом для запорожского священника Евгения Молчанова, которого родители погибшего невинного ребёнка на коленях умоляли провести обряд отпевания. Страшилки про «безблагодатность» раскольнической УПЦ (КП), где крестили младенца, оказались для него убедительнее слов Писания и учений отцов Церкви.

По словам шефа священника, епископа Запорожского и Мелитопольского Луки, тот якобы плакал от сопереживания родителям, но сделать ничего не мог и, мол, правильно сделал. Сам же Молчанов жаловался, что после отказа отец ребёнка его ударил. Но он не рассказывает о том, что было дальше: подставил ли он другую щеку, как велит Евангелие, или эту норму учения он тоже проигнорировал? И от сопереживания ли он плакал? Ну да Бог (?) с ним. Здесь важно другое: такие действия «московских попов» очень эффективно отпугивают от них верующих – намного действеннее, чем любые призывы радикалов. Вернее даже, выходки последних, выставляя в глазах многих церковь гонимой и угнетаемой, работали на сплочение прихожан вокруг неё. Но когда священник отказывается проводить молитвой в последний путь невинное дитя, крещённое в другой конфессии, то многие прихожане резонно задаются вопросом: а является ли такая церковь домом Божьим?

«Политическое православие» как инструмент гибридной войны

В отличие от прямого начальства проштрафившегося священника, его коллеги по этой же конфессии и даже российские богословы считают поступок Евгения Молчанова нарушением канонов Церкви. Один из них, Андрей Кураев, написал: «Канонично – признавать крещения раскольников. Раскол – не ересь. Даже при сомнении в «благодатности священства» остается право крещения у мирян». Он ссылается на мнение своих предшественников, авторитетных богословов прошлых веков, которые установили: внецерковные крещения признаются, если они освящены именем Отца и Сына и Святого Духа. А ведь не мирянин крестил ребёнка, а священник «раскольнической» (в понимании РПЦ) церкви, которая, при этом, не является еретической, так как учение, каноны и обряды УПЦ (КП) на 100% идентичны принятым в русской церкви, от которой она откололась четверть века тому назад. А история церкви знает очень много примеров, как подобные расколы заканчивались официальным признанием отколовшихся, но все совершённые ими таинства и обряды (крещения, венчания, отпевания и прочие) признавались и до узаконивания. Патриотично настроенный иерарх УПЦ, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский УПЦ Александр (Драбинко) убеждён, что священник не должен был отказывать в проведении обряда отпевания ребёнка: «В данном случае, когда речь идет о ребёнке, который отошел в мир иной, для его души и для утешения родителей следовало применить понятие икономии (принцип богословия и решения церковных вопросов с позиции снисхождения – ред.)».

Очевидно, что поступок Молчанова является свидетельством опаснейшего феномена «политического православия». Его же проявлениями являются отказы некоторых священников УПЦ (подчинённой Москве) отпевать погибших бойцов АТО; прямая агитация за пророссийских политиков; разжигание ими ненависти к независимой Украине и всему украинскому, а также нашумевшее недавнее заявление о том, что Крым якобы никогда не был украинским, сделанное скандально известным наместником Киево-Печерской Лавры митрополитом Павлом (Лебедем, больше известным широкой аудитории под кличкой «Паша-Мерседес» за любовь к элитным авто и неуважение к ПДД и патрульным полицейским). Вот и понесли люди бездушные игрушки и куклы под стены храмов, где не пекутся о душах умерших даже невинных детей – это очень символично. А когда смотришь на кадры, где бородатые дядьки ногами эти куклы отфутболивают, то возникает ассоциация только с Карабасом-Барабасом, но никак не с «людьми Божьими»…

Рецепт лекарства от раскола

С такими священниками УПЦ (к названию которой принято добавлять слова «Московского Патриархата», но официально букв «МП» в её названии нет) ей и врагов не нужно. Но врагов имеется немало и всех их мобилизовала данная дикая история. В принципе, это выгодно и радикалам для дополнительного пиара, и самой церкви, которой образ «мученицы» выгоден, раз уж она играет в политику. Не смогли обойти эту тему и многие блогеры, которые, дабы потешить своих радикально настроенных подписчиков в соцсетях, как только не называли УПЦ и чего только не предлагали с ней сделать: запретить, забрать имущество, выгнать из Украины силой или как минимум её одну из всех религиозных организаций лишить привилегий в виде освобождения от налогов. Блогеры эти прекрасно понимают, что таким образом вопросы в очень чувствительной религиозной сфере решать нельзя, зато они были в тренде настроений в обществе. Не в выигрыше остались только миллионы верующих, которые держатся за УПЦ из-за её «благодатности» (каноничности), но вовсе не разделяют политических взглядов её нынешних руководителей. Их тоже нужно выгнать из Украины, отобрав имущество и объявив вне закона? В Кремле рукоплещут усилению раскола в украинском обществе в ещё одной сфере. Хотя, собственно, церковь изначально была частью проекта «русский мир» и в лице многих её руководителей, ретивых священников и оголтелых фанатов мы видели и продолжаем видеть бойцов идеологического фронта гибридной войны РФ против Украины.

Стоит ли подыгрывать российской пропаганде и устраивать показные акции, выражающие ненависть к УПЦ (филиалу РПЦ) и к её прихожанам? Вопрос риторический. Ведь можно спокойно предпринять несколько практических шагов без лишних эмоций. Во-первых, у нас правами самоопределяться наделены общины, так вот прихожанам церкви, где служит скандальный священник, стоит собраться и решить: оставаться в лоне УПЦ или перейти в УПЦ (КП). Если решат остаться, то кто может им это воспретить? По закону – вообще никто, т. к. у нас свобода вероисповедания и церковь отделена (ну как бы) от государства. Устанавливать налоги лишь для одной, притом самой многочисленной конфессии, оставив льготы для всех других – это грубейшая дискриминация.

Но как сделать так, чтобы в Украине была украинская независимая каноническая поместная православная Церковь? Рецепт существует – нужно давить не на тех, от кого ничего в этом вопросе не зависит, то есть не на руководство промосковской УПЦ, а на того, кто изначально, мягко говоря, не делал всего, что нужно было для обретения автономии УПЦ под прямым управлением Вселенского Патриархата, а потом и автокефалии (независимости) – Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета. Именно он (в том числе) должен поступиться патриаршими амбициями, чтобы на базе УПЦ, УПЦ (КП) и УАПЦ была создана единя поместная украинская Церковь в статусе автономной под протекторатом Вселенского патриарха Варфоломея І. А для этого от него нужно добиться признания недействительной аннексии Киевской Митрополии Московским Патриархатом в 1686 году и отменить соответствующее решение (томос) его предшественника. Такое решение в древнем Константинополе (турецком Стамбуле, где находится резиденция Вселенского Патриарха) вызревает уже давно и полтора года назад парламент Украины официально обратился с такой просьбой в всесвятейшему. Думается, что религиозные войны не ускорят, а только замедлят процесс обретения независимости украинской церковью (как и в момент воспаления больному человеку хирургическое вмешательство противопоказано).

Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО