Не стоит много внимания уделять директору ГБР и преуменьшать роль заместителей. В действующей редакции закона о ГБР заложена нетипичная модель управления этим органом.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал эксперт по правовым вопросам Борис Малышев, оценивая избрание руководящего состава и запуск ГБР.
«В законе о ГБР указано, что почти все организационные, кадровые и финансовые вопросы ГБР директор не может решить единолично. Он может это решить только по согласованию со своим первым заместителем и заместителем. Фактически, речь идет о том, что это коллегиальный орган, где есть три лица, которые будут иметь равные голоса, несмотря на то, что один из них будет директором, а остальные – лишь заместителями», – отметил Малышев.
Он уточнил, что здесь не стоит проводить параллели с НАПК, которое также является коллегиальным органом, поскольку Агентство ничего не расследует.
«ГБР – это уникальная ситуация именно для правоохранительных органов. Это все равно, если бы в ГПУ с равным правом голоса были три или четыре человека. В ГПУ у нас один прокурор и заместители, которые не имеют практически никакого значения», – добавил эксперт.
Однако, с другой стороны, по его словам, правоохранительный орган – прежде всего оперативный орган, где должна быть персональная ответственность на руководителе.
«А в данной ситуации, если нужно принимать быстро какие-то организационные решения, так не получится, ибо три человека должны найти консенсус», – констатировал он.
Поэтому такая модель управления может негативно повлиять на эффективность ГБР, предположил специалист.
«Процессуальные функции регулируются УПК. Однако есть еще много кадровых и бюджетных вопросов, которые директор не может решить сам. Сколько времени займет согласование еще с двумя заместителями какого-либо вопроса, неизвестно. Хорошо, если найдут общий язык, но если у них разные взгляды на что-то? Это может затянуться на дни и недели», – пояснил он.
Выбранная тройка – бывшие работники прокуратуры с большим опытом, подчеркнул эксперт.
«Однако, насколько они будут независимыми, остается под вопросом. Пока можно быть пессимистом или оптимистом по этому поводу», – резюмировал Борис Малышев.
Как известно, 16 ноября комиссия назначила директором ГБР Романа Трубу.
Напомним, еще в прошлом году генеральный прокурор Юрий Луценко заверил, что за два года украинская прокуратура не будет иметь следствия вообще, то есть уже в следующем году должно заработать Государственное бюро расследований.
Как выполняет свои обещания генпрокурор и сколько из них провалил, можно узнать по ссылке.