Ремонт дорог в Украине: как тратятся деньги из бюджета и почему белорусы в недоумении

Андрей Мартенсэксперт РПР в дорожной отрасли

На сегодняшний день есть определенная класификация видов работ. По среднему ремонту гарантия – 3-5 лет. Капитальный ремонт – 10-12 лет гарантии.

Об этом «Слову и Делу» рассказал менеджер группы реформирования дорожной отрасли платформы «Реанимационный пакет реформ» Андрей Мартенс, оценивая заявление министра инфраструктуры Владимира Омеляна о том, что капитальный ремонт дорог в 2017 году проводится с 5-летней гарантией, а для Дорожного фонда необходимо 100 млрд грн.

«Для того, чтобы подрядчики не отвечали за эти дороги 10-12 лет, у нас принята такая система – используется стоимость капитального ремонта дорог, а гарантия всего лишь три-пять лет. Белорусы, работающие у нас и пытающиеся участвовать в тендерах, – в недоумении. Работы, которые у них стоят в два раза меньше, у нас в два раза выше по цене и в два раза меньше по гарантийным срокам», - рассказывает Мартенс.

В Украине подрядчики фактически занижают качество своих работ, зарабатывают на этом больше, а Укравтодор и контролеры, – закрывают на это глаза.

«В этом году из бюджета на дороги выделяют 8,6 млрд грн. При том, что должно быть собрано порядка 50 млрд грн. 11 млрд грн ожидается от таможенного эксперимента, то есть 50% от превышения плана поступления от таможен направляется на ремонт дорог. В планах выделить около 20 млрд грн. Из этих денег порядка 7 млрд грн – долги, кредиты и проценты. Остальные деньги – около 4,5 млрд грн – запланировано на содержание дорог», - рассказывает специалист.

Эксперт подчеркнул, что по такой системе Украина работает уже не один год, но качество дорог не улучшается.

«Из 100% отремонтированных дорог за 2016 год – 83% имеют дефекты. Вот показатель качества», - добавил он.

По его словам, для Украины необходимо около 100 млрд гривен в год, чтобы изменить ситуацию на ближайшие 10 лет.

«Понятно, что средств, которые есть сегодня, не хватит. Самостоятельно из этой ситуации мы не выйдем. В следующем году объем финансирования 50 млрд грн, и 25 млрд грн нужно на ремонт дорог. Это четвертая часть всех средств, которые необходимо, чтобы хотя бы не было разрушения дорог», - говорит Мартенс.

С каждым годом количество ям в Украине увеличивается вдвое.

«В этом году порядка 18 млн кв. м нужно ремонтировать. При том, что 10 лет назад было 1,8 млн. То есть в десять раз ухудшилось качество дорог. А если мы не решаем проблему ямочности – получаем худшую картину», - настоял он.

При этом, по его словам, ямочный ремонт не решит проблему в долгосрочной перспективе.

«Срок жизни заплаты – 6-12 месяцев. После зимы их заново нужно латать. В итоге дороги все хуже. Конечно, те, кто принимают решения, думают о заработке. А эффективнее всего зарабатывать деньги на ямочном ремонте, который контролировать невозможно», - рассказал Андрей Мартенс.

Напомним, премьер-министр Владимир Гройсман обещал привлечь в 2016 году 18-19 миллиардов гривен на ремонт и строительство дорог по всей стране, но так и не сдержал слово.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО