В конце прошлой недели вступил в силу Закон «О Конституционном Суде Украины». В этом контексте одной из самых обсуждаемых тем стали положения о предусмотренном законом конкурсном порядке назначения судей. В некоторых СМИ появилась информация о том, что новый закон позволяет президенту сделать Конституционный Суд Украины полностью ему подконтрольным. Президент же, подписывая закон, как всегда пафосно, в своем стиле заявил, что одной из принципиальных новелл закона является «абсолютно прозрачный конкурсный отбор кандидатов в судьи Конституционного суда». Кто же прав?
На самом деле истина где-то посередине, ведь вряд ли можно говорить о том, что процедура отбора судей действительно предусматривает «абсолютно прозрачный конкурсный отбор». Впрочем, так же я не стал бы утверждать, что этот закон увеличивает полномочия в сфере формирования органа конституционной юстиции. И вот почему:
Согласно Конституции, президент назначает шесть судей Конституционного Суда Украины из восемнадцати. Новый закон предусмотрел, что для назначения судей по квоте президента им создается конкурсная комиссия. Впрочем, ни требований к членам конкурсной комиссии, ни ее количественного состава, ни порядка принятия решений в законе нет. Законом лишь предусмотрено, что количество рекомендаций на назначение на должность судьи Конституционного Суда Украины должно не менее чем в три раза превышать количество вакансий. Таким образом, президент должен выбрать из трех предложенных ему созданной им же конкурсной комиссией кандидатур. То есть фактически процедура назначения судей ненамного отличается от того, когда президент сам, по своему усмотрению назначает кого считает необходимым.
Вместе с тем, не стал бы я говорить и об увеличении полномочий президента в сфере формирования Конституционного Суда Украины. Как я уже говорил, Конституционный Суд Украины состоит из 18 судей. По шесть судей назначает президент, Верховная Рада Украины и съезд судей. Для принятия решения необходимо, чтобы за него проголосовали 10 судей. На сегодня по квоте президента вакантны две должности. Другие вакансии, если полномочия судей, назначенных президентом, досрочно не будут прекращены, появятся только в 2022 году. Поэтому вряд ли можно говорить, что двое новых судей позволят президенту усилить его влияние на Конституционный Суд.
Впрочем, опасения относительно усиления роли президента имеют и определенное рациональное зерно. Логика здесь следующая. Двое судей по квоте президента были назначены Порошенко еще в начале прошлого года вне всякого конкурса. Еще шесть судей получили свои должности еще при Януковиче, а затем уже в силу этого факта в нынешних условиях они являются уязвимыми, а значит их независимость можно ставить под сомнение. Следует также добавить, что еще двое судей будут назначаться Верховной Радой Украины осенью фактически без конкурса путем рейтингового голосования. Несмотря на политические реалии в парламенте, вероятно, что назначенные парламентом судьи будут максимально лояльны президенту. Следовательно, количество «пропрезидентских» судей может быть достаточным для принятия Конституционным Судом соответствующих решений.
Впрочем, хочется верить, что все опасения напрасны, а президент и Верховная Рада Украины так спешили запустить работу Конституционного Суда Украины, что просто не увидели, как от предусмотренных Конституцией и анонсированных обществу конкурсных основ назначения судей КС осталась только тень.
P.S. Конспирологических версий запросто можно было бы избежать, если бы народные депутаты, принимая закон, прислушались к предложениям ряда авторитетных учреждений о включении в закон положений, которые действительно гарантировали бы «абсолютно прозрачный конкурсный отбор».
Александр Москалюк, специально для «Слова и Дела»