Mercedes по цене ВАЗа: схемы покупки и охота властей на владельцев авто с еврономерами

Александр Радчукполитолог

В столице количество автомобилей с «евробляхами», по разным оценкам, составляет около 80-100 тысяч. Но за два года государство так и не смогло решить вопрос с растаможкой автомобилей.

Такое мнение в эксклюзивном материале «Борьба с «евробляхами». Как решится вопрос с авто на иностранной регистрации?» для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.

«Принятый парламентом законопроект отменил такие налоги, как спецпошлины, импортный и утилизационный сбор, но стоимость растаможи это не снизило. Растамаживать на льготных условиях можно авто по стандартам «Евро-5», то есть авто не старше 2010 года. В Европе они также стоят недешево, а потому и позволить себе их могут не все. Поэтому и ввозят старые авто по «серым» схемам», – заявил Радчук.

Объясняя схему ввоза авто на еврономерах в Украину, эксперт рассказал, что машины часто оформляются на юридическое лицо, как правило, в Литве или Польше, а граждан Украины вписывают в техпаспорт для возможности использовать в течение года уже на территории Украины.

«В конце срока водитель снова пересекает границу, регистрируется снова и возвращается обратно. Стоит подобная услуга, без учета стоимости авто, около тысячи евро. Сами же авто и их выбор – это отдельная история. Однако именно это обстоятельство и является самым привлекательным в схеме: 10-летнее б/у авто «В» класса в Европе в хорошем состоянии может стоить в пределах 4-7 тысяч евро», – добавил политолог.

По его словам, есть еще одна опасность, которая заключается в том, что водители таких авто часто пренебрегают правилами дорожного движения.

«Владельцы таких авто в случае ДТП могут тем или иным способом уйти от ответственности. Ведь движение большинства таких авто не отслеживается правоохранительными органами и не контролируется таможенниками. Найти за рубежом лицо, предоставившее разрешение на его использование, практически невозможно», – подчеркнул специалист.

Как заметил эксперт, задумываясь о ввозе такого авто, стоит обратить внимание и на то, что суды все чаще выносят вердикт не в пользу владельцев авто на иностранной регистрации.

С помощью судов и высоких штрафов власть рассчитывает на то, что это немного отрезвит украинцев, а сам спрос на авто с иностранной регистрацией спадет.

«Пока речь идет о ряде дел, которые имели несколько разные юридические составляющие, но в результате закончились назначением по решению суда значительного по размерам штрафа», – уточнил он.

Однако, по его словам, есть важный нюанс. В частности, суду хоть и удалось доказать нарушение таможенных правил, но вопрос в том, сможет ли ГФС реально получить назначенные судами штрафы.

«У юристов есть сомнения, ведь для этого нужно доказать, что украинец является реальным владельцем авто. А при оформлении авто за рубежом, как правило, речь идет о передаче его в пользование по доверенности, но отнюдь не о праве собственности», – констатировал Радчук.

Как считает политолог, использование автомобилей на иностранной регистрации нельзя запретить, ведь это будет нарушением всех возможных международных норм.

«С другой стороны, всем понятно: сама схема ввоза авто полулегальная. Нужно найти выход на государственном уровне. Прежде всего речь идет о законодательном упрощении стоимости и самого механизма растаможки авто. Пока что данный вопрос тормозится. Не исключено, что влияет позиция президента, который публично дал понять, что будет бороться с ростом количества автомобилей на иностранных номерах», – уточнил Радчук.

Эксперт отметил, что граждане, как правило, не углубляются в политико-экономические предпосылки того или иного решения, а просто хотят недорого приобрести доступный подержанный автомобиль.

«Чем чаще украинцы будут ездить в Европу, тем больше будет появляться сторонников полулегальных «серых» схем. Другая часть граждан готова к существенному упрощению в вопросе растаможки уже приобретенных автомобилей в Украине. Мол, дайте нам право за 300-500 евро растаможить наши авто и все останутся довольны», – обозначил специалист.

По его словам, уже поступила инициатива принять закон, который позволит ездить на иностранных номерах при условии уплаты в бюджет ежегодного взноса в 200 евро.

«Народные депутаты предлагают несколько иной механизм: ввести упрощенную процедуру растаможки авто, предусматривающую соответствующий размер налога с учетом комплектации и класса автомобиля», – добавил он.

«Очевидно, что за возможность ездить на недорогих б/у авто из Европы украинцам предстоит побороться. А государству – найти наиболее взвешенный способ решения возникшей проблемы», – резюмировал Александр Радчук.

Подробнее – в материале «Борьба с «евробляхами». Как решится вопрос с авто на иностранной регистрации?».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО