В июле исполнилось ровно два года со дня запуска реформы МВД. Изначально архитекторы реформы видели основное содержание новой полиции именно в «сервисной службе». Аналогом должна была стать знаменитая американская модель 911.
Такое мнение в эксклюзивном материале «Неоправданные ожидания. Чего не хватает Нацполиции на втором году реформы?» для «Слова и Дела» высказал политический эксперт Александр Радчук.
«К сожалению, кроме сервисной службы, полицейские пока не смогли выполнить главную функцию – обеспечить гражданам чувство безопасности и защищенности на улицах. Уже не говоря о преодолении преступности. Еще две составляющие – раскрытие преступлений и порядок на дорогах – вообще остались за скобками полицейской реформы», – констатировал Радчук.
Политолог подчеркнул, что главным идеологом полицейской реформы был неизменный с 2014 года глава МВД Арсен Аваков.
«Несмотря на шквал критики, Аваков смог провести изменения в структуре и изменить философию функционирования правоохранительных органов. Хотя его обвиняют в параллельном создании новой карательной структуры на базе Нацгвардии, популизме и волюнтаризме в кадровых назначениях», – говорит эксперт.
По его словам, проведению реформы способствовало финансирование из Госбюджета и привлечение к процессу грузинских реформаторов.
«Значительные имиджевые потери новая Нацполиция претерпела в результате двух громких инцидентов. Первый произошел в феврале 2016 года, когда во время преследования автомобиля BMW в Киеве патрульные применили табельное оружие и убили 17-летнего подростка. Следующий трагический случай произошел в конце 2016-го в Княжичах. До сих пор непонятно, по каким причинам и в результате каких действий, правоохранители из разных подразделений Нацполиции просто перестреляли друг друга», – напоминает политический эксперт.
На его взгляд, оба этих случая стали «холодным душем» для руководства Нацполиции, а из-под красивой обертки вылезла куча недостатков.
«Еще один больной вопрос – переаттестация и нехватка кадров для службы в патрульной полиции. Многие просто стали увольняться, а найти замену оказалось весьма непросто.
Частично проблему должно решить создание Полицейской академии Нацполиции Украины. Первый набор составит 500 полицейских, а в дальнейшем планируют принимать по 1-1,2 тысячи курсантов. Шаг оправданный, но запоздалый. Начинать сагу с Полицейской академией нужно было ровно два года назад», – анализирует Александр Радчук.
На его взгляд, за два года полиция смогла стать ближе к народу, но не благодаря выполнению патрульными правоохранительных функций.
«Особенно заметна беспомощность правоохранительных органов в ситуациях с расследованием резонансных преступлений», – отметил он.
«В апреле Аваков отчитался об увеличении доверия украинцев к Нацполиции. По данным социологического исследования компании Taylor Nelson Sofres, которая опросила граждан в 12 украинских городах, в марте 2017 года 43,5% опрошенных респондентов были уверены, что они доверяют самой структуре Нацполиции. Доверие к патрульной полиции оказалось еще выше – 53%», – говорит эксперт.
Однако, напомнил он, украинцы не услышали другой статистики – показателей уровня преступности и раскрытия преступлений.
«Кроме того, Аваков забыл указать еще одни важные цифры в социсследовании – 37,3% среди опрошенных респондентов считают, что патрульная полиция служит руководителям органов власти», – резюмировал Александр Радчук.
Подробнее читайте в материале «Неоправданные ожидания. Чего не хватает Нацполиции на втором году реформы?».