Судебная реформа и изменения в закон о защите прав потребителей. Над чем на этой неделе будет работать Рада

До летних каникул парламента осталось всего две пленарных недели. Повестка дня Верховной Рады чрезвычайно плотная и содержательная. Главное место отведено продолжению судебной реформы, вслед идет экономический, инвестиционный блоки и электронные коммуникации. Но вряд ли работа сессионного зала будет ориентирована на достижение стахановских результатов. Коалиция разбалансирована, единый политический настрой в зале отсутствует, нет и консолидации усилий парламентариев. Осложняет ситуацию эйфория от безвизового режима и повышенное внимание народных избранников к акционным предложениям столичных туроператоров.

Судебная реформа

В сессионный зал вносятся основной и альтернативный проекты законов «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты» №6232 и №6232-1 соответственно. Основной разработан президентом Украины Петром Порошенко и определен как неотложный, а альтернативный представлен нардепом Аленой Шкрум. Два проекта стоят на первой полосе анонсированной повестки дня и, скорее всего, вторничная работа Рады начнется именно с них.

Проекты уже не впервые фигурируют в расписании заседаний Верховной Рады, однако до их рассмотрения и голосования не доходило. Конечно, учитывая общественную значимость данного вопроса, «Слово и Дело» не могло оставить их вне поля внимания и приводило анализ их содержания в предыдущих материалах. Напомним, что предложенные документами изменения, по версии разработчиков, должны усовершенствовать если не все, то большинство механизмов и положений процессуального законодательства. Конечная цель реформирования – обеспечение эффективной, справедливой, беспристрастной и своевременной защиты прав и свобод граждан на всех звеньях судебной власти. Основополагающие процессуальные поправки направлены на эффективную защиту прав как превалирующей задачи судопроизводства; определение состязательности, диспозитивности и пропорциональности как принципиальных основ судопроизводства; установление новых правил юрисдикции и подсудности; расширение средств доказывания, определение действенных механизмов обеспечения доказательств и иска; упрощение и ускорение рассмотрения несложных дел; обеспечение основательной подготовки и рассмотрения сложных дел; сокращение процессуальных сроков рассмотрения дел; обеспечение правовой определенности; установление механизмов злоупотребления процессуальными правами; эффективную компенсацию судебных расходов; осовременивание судопроизводства путем внедрения системы «электронный суд».

Разработанные гарантом поправки в законодательство являются рекордными по количеству актов, в которые вносятся изменения, и по их объему (напомним, законопроект состоит почти из 800 л.). Вряд ли найдется хоть десяток народных избранников, кто бы вдумчиво ознакомился с полным текстом проекта. Следовательно, такие радикальные изменения могут парализовать работу не только парламента, но и всей судебной системы. На этом акцентирует внимание и автор альтернативного законопроекта. Среди прочего, Шкрум отмечает, что впервые в истории Украины в тексте одного законопроекта предлагается изложить в новой редакции сразу 3 процессуальных кодекса, внести изменения и дополнения к 7 кодексам Украины и в 18 законов Украины, несмотря на то, что предусмотренные изменения касаются совершенно разных сфер общественных отношений. А значит, должны подаваться отдельными законопроектами. Довольно забавным выглядит и ироническое предложение Шкрум добавить к президентскому законопроекту ряд важных положений: об урегулировании вопросов дипломатической службы, социальной защиты военнослужащих, членов их семей и лиц, захваченных в заложники.

Введение такой беспрецедентной практики проектирования законопроектов больше похоже на издевательство издевательство над юристами и всеми, кто имеет отношение к юриспруденции, а не на реформирование правовой системы.

Экономический блок

Если рассмотрение судебной реформы не завершится конфузом или блокированием трибуны, то в дальнейшем парламент, скорее всего, рассмотрит три законопроекта, внесенные председателем комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергеем Рыбалко. Первым фигурирует законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования защиты прав потребителей финансовых услуг» №2456-д. Его рассмотрение должно состояться во вторник по процедуре повторного второго чтения. При доработке законопроекта в комитет поступило 108 предложений субъектов права законодательной инициативы, из которых 91 учтено, а 17 отклонены.

В законопроекте предлагается институционально усилить защиту потребителей финансовых услуг, что было давним предложением программы USAID/FINREP-II. Фактически он повторяет некоторые положения законопроекта «О потребительском кредитовании» в части обязанностей, которые возлагаются на поставщиков финуслуг. Также Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг и Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку планируется предоставить полномочия по защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе право налагать штрафы на нечистых на руку поставщиков финуслуг.

В доработанном законопроекте уточнена и согласована терминология, конкретизированы нормы с двузначными толкованиями, учтена возможность ведения электронного документооборота между сторонами правоотношений, исключены положения о возможности подачи исков в интересах неопределенного круга лиц. В то же время, сохранена направленность на создание системы защиты прав потребителей финансовых услуг, устранение пробелов и несогласованностей в действующей системе правового обеспечения защиты прав потребителей.

Вторым по процедуре повторного первого чтения идет доработанный проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования перевода средств», №5361-д. В случае его принятия в Украине должны начать работу известные цивилизованному миру платежные системы, в частности, PayPal, ApplePay, GoogleWallet и другие. Кроме того, изменения имеют целью усовершенствовать регулирование платежных систем, упорядочить деятельность небанковских финансовых учреждений на рынке платежных услуг, предоставить им право осуществлять выпуск электронных денег, усовершенствовать порядок осуществления оверсайта платежных систем. Усилена ответственность за посягательство мошенников на деньги граждан: штраф заменен лишением свободы от года до 10 лет. Исключены положения проекта, которые ограничивали конкуренцию платежных систем и предусматривали участие Госказначейства Украины в непосредственном обслуживании граждан

Продолжает этот блок третий законопроект Сергея Рыбалко «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно упрощения ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг)», №5592-д. В сессионный зал вносится доработанная в профильном подкомитете совместно с Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку редакция проекта. При доработке сохранена направленность на упрощение ведения бизнеса и привлечение инвестиций эмитентами ценных бумаг.

Концепция документа направлена ​​на внедрение прогрессивных стандартов раскрытия информации об участниках фондовых рынков. В долгосрочной перспективе изменения должны повысить уровень осведомленности инвесторов о деятельности эмитентов и заложить условия для работы альтернативных фондовых торговых площадок.

При доработке из первоначального варианта документа исчезли нормы, предусматривающие внесение поправок в ряд законодательных актов. Также уточнена терминология и применено ограничение на осуществление эмиссии ценных бумаг в Украине как для предприятий, созданных в соответствии с законодательством страны, осуществляющей вооруженную агрессию против Украины, или прямо или косвенно контролируемых лицами - резидентами такой страны, так и для тех, кто зарегистрирован на временно оккупированной территории Украины.

Завершает блок экономических вопросов проект закона «Об аудиторской деятельности», №2534, представленный в соавторстве Александрой Кужель и Виктором Галасюком. Слушание документа запланировано в четверг и в первых строках. Данная инициатива уже длительное время находится в стенах парламента и не один раз редактировалась. Впервые о проекте заговорили в апреле 2015 года, после чего он отзывался, а другая его редакция подавалась на замену. Однако на голосование он так и не выносился.

Доработанный проект состоит из 80 статей, объединенных в XI разделов. Он ставится в противовес действующему одноименному закону, принятому еще в 1993 году. Философия его норм определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности в Украине и, по версии разработчиков, направлена ​​на создание системы независимого финансового контроля с целью защиты интересов владельцев, пользователей финансовой отчетности и других заинтересованных лиц, а также повышение доверия общества к финансовой отчетности. В качестве одного из направлений заложено приведение требований к профессии аудитора в соответствие с Директивой 2014/56 / ЕС и Регламентом (ЕС) № 537/2014. Несмотря на такие ссылки, Комитет по вопросам европейской интеграции настаивает на возвращении его на доработку из-за несоответствия праву ЕС.

Лучшие шансы на успешное голосование есть у правительственного проекта Закона «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» №6016, который Комитет предлагает принять за основу. Данный проект меньший по размеру и состоит из 52 статей. Речь в нем тоже о приближении законодательства в аудиторской деятельности с законодательством Евросоюза. Законопроект направлен на повышение уровня доверия инвесторов к финансовой отчетности отечественных предприятий, уменьшение влияния государства в аудиторской деятельности, создание факторов, которые позволят отечественным аудиторским компаниям попробовать себя на европейских рынках, повышение доверия общества к деятельности аудиторов и, главное, создание благоприятного инвестиционного климата Украины.

Информатизация

Парламент планирует рассмотреть сразу несколько альтернативных проектов Закона Об электронных коммуникациях. Однако следует сосредоточить внимание на проекте под реестр. №3549-1 авторства народных депутатов во главе с А. Данченко: именно этот законопроект президент Украины определил как неотложный.

Цель проекта – установление основ деятельности в сфере электронных коммуникаций, которые будут соответствовать требованиям времени и евроинтеграции, для развития сферы электронных коммуникаций в Украине. Для ее реализации:

  • предусмотрено введение уведомительного принципа регистрации субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере электронных коммуникаций;
  • отменяется лицензирование видов деятельности в сфере телекоммуникаций;
  • обеспечивается лицензирование технического номерного и природного радиочастотного ограниченных ресурсов (с одновременной отменой документов разрешительного характера в отношении номерного ресурса)
  • совершенствуется контроль (надзор) в сфере электронных коммуникаций с целью его направления на предупреждение правонарушений и снижение потенциально возможного давления на субъектов хозяйствования, уменьшение количества проверок этих субъектов на их территории;
  • вводятся административно-хозяйственные санкции;
  • совершенствуется механизм защиты прав потребителей электронных коммуникационных услуг в случае прекращения деятельности поставщиков электронных коммуникационных услуг;
  • усиливается независимость национального регулятора.

Но в то же время проект далек от совершенства. Так, статус национального регулятора противоречит Конституции Украины, ведь по своей природе национальный регулятор будет органом исполнительной власти, а президент не наделен полномочиями по созданию подобных органов. В целом законопроект можно принимать за основу с последующей доработкой.

Во второй раз по процедуре второго чтения парламент рассмотрит проект Закона «Об электронных доверительных услугах» №4685. Проект разработан с целью реформирования законодательства в сфере электронной цифровой подписи с учетом опыта Европейского Союза, развития единого пространства доверия на основе системы электронных доверительных услуг, признания в Украине электронных доверительных услуг, предоставляемых иностранными поставщиками электронных доверительных услуг, что обеспечит активное развитие трансграничного сотрудничества и интеграцию Украины в мировое электронное информационное пространство.

В плане развития электронных доверительных услуг Украина сильно отстала от Европы, и принятие закона позволит постепенно дать украинским гражданам полный спектр возможностей по легкому ведению дел, которые существуют в цивилизованном мире.

Финансы и банковская деятельность

Неоднозначный проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения доверия между банками и их клиентами» №6027 будет рассматриваться в четверг. Неоднозначен он тем, что в названии якобы устанавливает доверие между банком и клиентом, а в содержании направлен на законодательное урегулирование пробелов, которые используются должниками во избежание выполнения их обязательств. Конечной целью законопроекта является уменьшение рисков для банковских учреждений в ходе осуществления кредитных операций, что постепенно приведет к снижению стоимости кредитных ресурсов.

Следующий проект закона Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности №6016 подготовлен правительством. В проекте предлагается определить правовые основы аудита финансовой отчетности, ведения аудиторской деятельности и урегулировать отношения, возникающие при ее ведении, в результате чего Закон Украины «Об аудиторской деятельности» должен быть признан утратившим силу. Соответствующие изменения предлагается внести в ряд действующих законов. Проект вызвал ряд замечаний у экспертов, однако обычно подобные замечания игнорируются нашими парламентариями.

ЖКХ

В анонсированном недельном плане работы упоминается законопроект №4901 «О коммерческом учете коммунальных услуг», суть которого раскрывается в его названии. Авторы документа предлагают установить на законодательном уровне обязательность коммерческого и распределительного учета количества потребленной гражданами тепловой энергии, горячей и питьевой воды. По мнению разработчиков, это позволит обеспечить рациональное использование водных, энергетических ресурсов и защитит права потребителей. Согласно законопроекту, оператор внешних сетей обязан оборудовать домовыми узлами учета существующие здания в срок: нежилые здания - до 1 октября 2017 года, жилые - до 1 октября 2018 года. Запрещается присоединение к сетям вновь построенных домов, не оборудованных приборами учета. Уместно отметить, что, по данным Госэнергоэффективности, установление в домах узлов учета коммунальных услуг позволяет зафиксировать сокращение потребления в течение 1-3 лет в среднем на 15-20%. Документ наполнен рациональными идеями и получил положительное заключение Комитета по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Продолжает этот блок проект №4941-д «Об энергетической эффективности зданий». Авторы законодательной инициативы предлагают экономнее относиться к потреблению энергоносителей и коммунальных услуг и провести определенную стандартизацию. Для объектов строительства и существующих зданий предлагается сертификация энергоэффективности с целью определения фактических ее показателей, оценки соответствия указанных показателей установленным минимальным требованиям, разработки рекомендаций по повышению ее уровня. На практике это будет означать дополнительные расходы владельцев зданий и помещений на финансирование данных мероприятий. Документ предусматривает и механизмы привлечения средств на внедрение энергоэффективных решений. Для этого образуется Фонд энергоэффективности. Впервые этот документ вносился в сессионный зал еще 18.10.2016 года.

Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО