Нешуточная борьба разгорелась за Госагентство лесного хозяйства. В схватке за влияние на отрасль схлестнулись разные группы влияния. Это и премьер-министр Владимир Гройсман, и генпрокурор Юрий Луценко, и Березенко с Кононенко. Эта война длится уже почти год. Но до сих пор непонятно, кто же станет главным лесорубом и устроит очередную лесопилку.
Все началось с конкурса на пост главы Гослесагентства. Его осенью 2016-го, напомню, выиграла некая Кристина Юшкевич. Что очень не понравилось премьеру Владимиру Гройсману. Он всячески препятствовал деятельности Кристины Юшкевич. Давал ей трудновыполнимые в короткие сроки задания, не назначал на должность, а держал в статусе исполняющей обязанности и так далее. А все потому, что второе место на независимом конкурсе занял хозяин винницкого гослесхоза Анатолий Бондарь. А Гройсману хотелось, чтобы именно Бондарь стал главным по лесу. Гройсман даже подключил к этой борьбе своего ставленника, первого заместителя министра агрополитики Максима Мартынюка. На тот момент у премьера уже был перезревший конфликт с министром Тарасом Кутовым.
Конкурс на главу Гослесагентства Юшкевич выиграла, но премьер ее все не назначал. Потому, что Юшкевич считается человеком Банковой. То есть чужая. И если бы ему удалось ее сбить, Анатолий Бондарь смог бы возглавить ведомство. И тогда бы оно полностью перешло под контроль премьера. И в мае, найдя какие-то формальные причины, Юшкевич таки увольняют. Вопрос поставили на голосование во время заседания Кабмина с голоса. Большинство министров вообще не поняли, за что они подняли руки.
Весь сыр-бор идет на самом деле не так за лес, как за землю, где в лесных хозяйствах добывают янтарь. И Администрация президента, и Кабмин всерьез решили потрясти этот бизнес. И придумали легальный способ. Рекультивировать земли, на которых шла и идет добыча янтаря. Под этим подразумевается полная выработка земли, добыча камня под ноль и новая высадка леса в этих местах. Таким образом можно легально выбрать из недр весь янтарь. Юшкевич должна была подписать приказ на культивацию 3 тысяч гектаров таких земель. «Только-только-только этого мало», – возмутились в АП. И сказали Юшкевич подписать приказ на 30 тысяч, а еще лучше – на 300 тысяч гектаров! По словам знакомых с Юшкевич людей, она стала искать себе нового «покровителя», потому что в АП начали чересчур давить на нее в вопросе янтаря и рекультивации. И нашла себе дополнительную защиту в лице генпрокурора Юрия Луценко. Последний сказал ей в частной беседе, что если она подпишет план на рекультивацию 300 тысяч гектаров, как просили в АП, он лично ее посадит. На этом дело застопорилось.
В итоге Юшкевич подала в суд на свое незаконное увольнение. Ведь ее сняли с должности, пока она пребывает на больничном. Говорят, лежит в Центре сердца. И на связь не выходит. 9 июня суд восстанавливает Юшкевич в должности. По моим данным, в ее восстановлении сыграл не последнюю роль Александр Грановский, депутат от БПП. В «народе» его называют «судомеханик». За позитив в судебных тяжбах.
Коммерческие организации, сотрудничающие с лесным агентством, объявили бойкот. «Пока не определитесь, кто у вас тут главный лесоруб, мы ни с кем работать не будем», - так и сказали. Боятся, что начнут дружить с Юшкевич, а придет к должности ее конкурент – винницкий протеже Гройсмана Анатолий Бондарь. Поэтому решили затаиться и ждать. Отрасль замерла, нигде никто ничего не пилит. Ждут, пока власть имущие порешают между собой.
Тем временем, внутри БПП возник серьезный кризис. Около 12 депутатов решили самоустраниться от важных голосований, пока не получат каждый по своей «доле» в программе рекультивации. Каждый из них хотел «всунуть» свою фирму, но Березенко и Ко не пустили. Речь идет о мажоритарщиках. Фамилии не разглашаю по договоренности с источником. Сейчас БПП оказалось под угрозой потерять эти 12 штыков. Якобы эти партийцы разговаривают с руководством очень жестко – с ними не делятся профитом, все бизнесы Кононенко и Ко подминают под себя, депутаты превращаются в кнопкодавов без пользы для своих кошельков. Руководство провластной партии начали было вести переговоры с Радикальной партией Олега Ляшко. Но поняли, что это обойдется дороже, чем изредка бросать своим какую-то кость.
Даже вроде договорились нарезать им участки для рекультивации. Это если удастся все-таки выжать Гройсмана из леса. И вернуть Юшкевич на должность. Пока что Гройсман, который тащит Анатолия Бондаря на должность главы Гослесагентства, выигрывает в Кабмине и в министерстве. А Луценко и Кононенко, которым нужна хозяйка леса Юшкевич, – в судах. На примере этой войны становится понятно, как пилят все в стране. Не только лес.
Ольга Василевская-Смаглюк, специально для «Слово и Дело»