Сокращение финансовой помощи США: стоит ли беспокоиться Украине

Денис Поповичжурналист

Государственный департамент США предлагает втрое сократить финансовую помощь Украине в 2018 финансовом году. Ранее, по данным СМИ, администрация президента США Дональда Трампа предложила заменить безвозмездные гранты на военную помощь Украине и другим странам на предоставление кредитов. Все эти мероприятия связаны со стремлением Трампа сократить расходы на зарубежную дипломатию и повысить финансирование американской армии. Что это означает для Украины?

23 мая Госдепартамент США опубликовал план бюджета на 2018 финансовый год, из которого следует, что администрация президента Дональда Трампа предлагает более чем втрое сократить помощь Украине. Отметим, что 2018 финансовый год начнется в США в сентябре текущего года.

Согласно документу, если в 2016 финансовом году Украина получала от США более чем $667 млн финансовой помощи, то в 2018 году эта сумма может составить всего $203,7 млн. Поступление наибольшего количества средств $535 млн может быть перекрыто по линии поддержки стран Европы, Евразии и Центральной Азии (AEECA), хотя по некоторым другим фондам финансирование даже немного увеличено.

Справедливости ради стоит отметить, что сокращение американской помощи в плане бюджета коснется не только Украины – Госдепартамент в принципе хотел бы сократить свои расходы на зарубежную помощь третьим странам: вместо $35,4 млрд в 2016 году в проекте бюджета на 2018 год указана сумма в $25,2 млрд.

Информация о том, что Дональд Трамп предлагает изменить методы оказания военной помощи другим странам, звучит в последние три дня. 21 мая издание The Wall Street Journal сообщило, что администрация Трампа в своих предложениях к бюджету-2018 планирует заменить кредитами предоставление безвозмездных грантов на военную помощь ряду стран. По информации WSJ, эти изменения могут коснуться таких государств, как Пакистан, Тунис, Ливан, Колумбия, Филиппины, Вьетнам и Украина. Данную информацию подтвердило и агентство Reuters. По информации СМИ, в Белом доме хотели бы сократить расходы на зарубежную помощь, а высвободившиеся средства направить на финансирование американской армии. «Мы меняем несколько иностранных военных программ, заменяя прямую помощь на кредиты. Наш аргумент состоит в том, чтобы вместо того, чтобы дать кому-то 100 миллионов долларов, мы можем дать ему кредитные гарантии на меньшую сумму, а он на самом деле сможет купить больше оборудования», – пояснил, среди прочего, директор по вопросам менеджмента и бюджетирования Белого дома Майк Малвейни.

Если это так, то предложенные меры находятся в рамках выполнения предвыборных обещаний Дональда Трампа, который говорил, что намерен обратить внимание, прежде всего, на внутренние проблемы в США, а также следовать принципу «Америка превыше всего». Интересно, что одним из условий предоставления кредита может быть закупка военного оборудования на американских предприятиях. То есть, предоставляя таким образом ссуду, в США убивают двух зайцев: фактически сразу возвращают себе средства и одновременно загружают работой своего производителя.

Такая структура финансовой помощи может иметь для Украины и свои плюсы, ведь на одолженные деньги (если американская сторона не предъявит особые условия) Киев мог бы разместить заказы и на приобретение так называемого летального оружия. Напомним, до сих пор США предоставляли нашей стране «нелетальную помощь»: колесную технику, средства связи, медицинское оборудование, элементы амуниции, тепловизоры, аппаратуру для разминирования местности, а также РЛС для ведения контрбатарейной борьбы. По данным Минобороны, с 2014 по 2017 год из США в Украину поступила поддержка на сумму около $175 млн, при этом именно американская сторона стала самым крупным партнером Киева в этом отношении. Как пояснил собеседник, знакомый с условиями предоставления американских кредитов, деньги под такое кредитование идут либо беспроцентно, либо под мизерный процент: «Суть не меняется, в какой бы форме деньги бы не были выделены, они даются, а не продаются. Главное в том, что ничего возвращать не придется. Никому не удастся обойти вопрос неоказания помощи стране, которой ее гарантировали (речь о положениях Будапештского меморандума – Авт.). Это невозможно. Чем дольше тянут, тем дороже придется заплатить».

Собеседник также напомнил, что в 2017 году США выделит Украине финансовую помощь на сумму до $560 млн.

В то же время, практически троекратное сокращение американской поддержки в 2018 фискальном году может иметь довольно серьезные последствия для Украины, прежде всего на имиджевом фронте. В частности, российские СМИ очень активно комментировали возможную замену прямого финансирования кредитами. Можно себе представить, какое злорадство вызовет ситуация, если финансовые предложения Госдепа от 23 мая будут реализованы.

В то же время нужно помнить, что опубликованный план бюджета должен быть одобрен Конгрессом США, где немало людей, симпатизирующих Украине. Они есть и среди «республиканского» окружения Дональда Трампа. Прежде всего, это сенатор Джон Маккейн, известный лоббист нашей страны. Он посещал Майдан во время Революции достоинства, а также неоднократно призывал бывшего президента США Барака Обаму активнее помогать Украине и, в частности, предоставить нашей стране «летальное» оружие.

Интересно, что уже в мае председатель Комитета нацбезопасности Палаты представителей Конгресса США Майкл Маккол дал понять, что и в 2018 году Украина сможет рассчитывать на американскую финансовую помощь. «Если мы не остановим господина Путина и российскую агрессию здесь (в России – Авт.), то она распространится повсюду», – заявил Маккол. Поэтому совершенно необязательно, что план сокращения финансовой помощи Украине на 2018 фискальный год может быть поддержан Конгрессом.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО