Секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что на учениях «Запад-2017», которые в сентябре нынешнего года пройдут в Беларуси, Россия будет отрабатывать наступательные операции против Польши и Литвы. Предполагается, что в рамках этих же учений на территории Беларуси будет развернута крупная воинская группировка ВС РФ. Жители Беларуси опасаются, что после завершения маневров эта группировка не вернется назад и будет использована для оккупации их страны, причем оказать сопротивление будет некому. К этому выводу их наталкивает достаточно неуверенная позиция белорусских властей по поводу российского военного присутствия.
Секретарь СНБО Александр Турчинов сделал в СМИ тревожное заявление о том, что Россия не отказалась от своих агрессивных планов в отношении Украины. Среди прочего, Кремль попытается дестабилизировать Киев путем организации демонстративных терактов и поддержки радикальных сил, а также будет использовать отдельные украинские СМИ «для реализации пропагандистских схем и ФСБшных информационных вбросов». Также, по мнению Турчинова, агрессивная политика РФ проявляется в подготовке к учениям «Запад-2017», где будут отрабатываться наступательные операции с целью проверки готовности войск к проведению широкомасштабных действий в условиях ограниченного времени на подготовку. «Во время учений также предусматривается отработать создание калининградского коридора, что в условиях реальной операции невозможно без агрессии против Литвы и Польши», – сказал Турчинов.
Как известно, Калининградская область России географически отделена от «метрополии» территориями Беларуси, Польши и Литвы. Существуют серьезные опасения, что РФ может осуществить военную агрессию против стран Балтии. В частности, американская корпорация RAND недавно опубликовала исследование, согласно которому, подразделения российской армии, сосредоточенные на западном направлении, способны в кратчайшие сроки захватить Литву, Латвию и Эстонию, а силы НАТО не смогут им помешать, потому что в данном районе они существенно уступают российским. Эта угроза заставила Альянс усилить свое присутствие на восточных рубежах путем формирования дополнительной многонациональной бригады, которая будет размещена в Польше и странах Балтии.
Что же касается совместных российско-белорусских военных учений «Запад-2017», то они состоятся в сентябре нынешнего года и пройдут на нескольких российских и белорусских полигонах. По словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, при разработке замысла и сценария учений как раз и будет «учтена ситуация, связанная с усилением активности НАТО у границ Союзного государства (договор о его создании был подписан между Россией и Беларусью в декабре 1999 года - Авт)». Подобные учения проходят уже не впервые, однако еще в прошлом году в Беларуси увидели небывалый размах маневров 2017 года. В частности, белорусские военные эксперты указали, что для переброски личного состава и техники российская сторона намерена использовать 4162 железнодорожных вагона (против 50 в 2016 году). Это может свидетельствовать о планах передислоцировать на территорию республики значительную часть личного состава недавно созданной 1-й Гвардейской танковой армии Западного военного округа, что позволит развернуть там крупную войсковую группировку. Не исключено, что она может быть использована как для вторжения в Украину, так и для создания «калининградского коридора».
В Беларуси также опасаются, что эта российская группировка после завершения учений «Запад-2017» не вернется назад и будет использована для бескровной оккупации их страны. Как пояснил белорусский журналист Дмитрий Галко, к таким выводам подталкивают крайне неуверенные ответы белорусских официальных лиц на подобного рода вопросы. Так, заместитель министра иностранных дел РБ Олег Кравченко во время дискуссии «Между Востоком и Западом: Беларусь на перекрестке», организованной в Вашингтоне, на вопрос, нет ли опасности, что российские войска все же останутся в Беларуси, ответил следующее: «Я не думаю, что они останутся. Это рутинные периодические учения. Такие были и раньше».
По мнению Галко, не очень убедительно выглядел и президент Беларуси Александр Лукашенко, когда его спросили об этом же. «Не надо так писать», – призвал журналистов Лукашенко в рамках телевизионного эфира «Прямой разговор с президентом» 1 февраля 2017 года.
Стоит отметить, что еще поздней осенью прошлого года, когда информация о готовящихся крупных перемещениях российской армии в Беларусь только стала достоянием общественности, белорусские политические эксперты полагали, что Лукашенко не допустит фактической потери суверенитета своей страны. В частности, белорусский политический эксперт Вадим Казначеев отмечал, что «бацька» всегда соблюдал границы своей вотчины и отлично понимает, чем грозит для Беларуси присутствие там крупных российских военных сил (в 2015 году именно Лукашенко заблокировал развертывание в Беларуси российской авиабазы). Однако спустя полгода настроения поменялись. «Неуверенность Лукашенко пугает больше всего», - отметил Дмитрий Галко. При этом белорусский лидер явно чего-то опасается, поскольку еще в марте призвал наблюдателей из НАТО присутствовать на учениях «Запад-2017». «Мы ничего не скрываем и скрывать не должны. Если НАТОвцы хотят присутствовать на наших учениях, милости просим. Тем более я такую информацию и такие сигналы с их стороны уже получаю», – заявил Александр Лукашенко.
Дмитрий Галко отметил, что в демократическом сообществе Беларуси, которое достаточно «настороженно и враждебно» относится к путинской России, проблема возможной оккупации Беларуси практически перестала обсуждаться. По мнению Дмитрия Галко, это может быть связано и с бессилием, «мол, если Россия в самом деле решит нас оккупировать, мы все равно ничего не сможем сделать». «Те люди, которые могли бы начать сопротивление или возглавить его, сейчас находятся в тюрьмах или под подпиской о невыезде», – уточнил журналист.
В связи с этим Галко вспомнил историю спортивно-патриотической организации «Белый легион», которая была сформирована в начале 1990-х годов, с участием офицеров-белорусов из состава бывшей Советской армии. Существует информация о том, что «Белый легион» создавался, как основа будущей национальной армии Беларуси для защиты независимости страны. Также участники организации должны были обеспечивать безопасность на митингах белорусской оппозиции, не вступая в конфликты с милицией. Члены «Белого легиона» хорошо знали белорусскую историю и говорили исключительно на белорусском языке. Их готовили, как спецназовцев, требуя сдавать силовые нормативы, только не на «краповый», а на «стальной» берет.
Среди прочего, «легионеры» сопровождали многотысячный митинг 17 октября 1999 года, участники которого требовали отставки Александра Лукашенко, а также расследования исчезновения ряда известных политиков. Митинг закончился столкновениями с милицией. После этого раз за разом всплывали сообщения о задержании видных деятелей «Белого легиона», пока в 2000 году организация не заявила о прекращении своего существования, пояснив это тем, что суверенитет республики Беларусь находится вне опасности. Однако 18 марта 2017 года в соцсетях появились сообщения от имени «Белого легиона» с призывом принять участие в очередном Дне воли, который проводился 25 марта демократической общественностью Беларуси. Мероприятие закончилось массовыми задержаниями, но несколькими днями ранее, 21 марта, было объявлено о задержании видных активистов Легиона – Мирослава Лозовского и Андрея Дундукова.
По мнению Дмитрия Галко, именно «легионеры» могли бы организовать сопротивление, если бы Россия все же решилась на оккупацию Беларуси. «Это тот самый патриотический костяк. Он небольшой, но именно он мог бы стать отправной точкой такой кристаллизации», – считает белорусский журналист.
Впрочем, на сегодняшний день Россия пока не предпринимает мер по переброске своих войск на территорию Беларуси. Основные мероприятия в этом направлении планируются ближе к осени.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»