Европа стоит на пороге второй глобальной дискуссии о будущем. Первая дискуссия произошла в 80-х годах прошлого столетия. Тогда была целая плеяда европейских интеллектуалов, строивших образ будущего, европейскую утопию, которая воплощалась в коллективных долгосрочных решениях.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал директор Института стратегических исследований «Новая Украина» Андрей Ермолаев, оценивая президентские выборы во Франции.
Европа после мировых войн
«В 80-х годах прошлого столетия поколение «детей войны» в Европе искало формулу реабилитации в истории. Это иная Европа. Сейчас (в Европе живет – ред.) поколение внуков, которое воспринимает путь Европы ХХ века с ее войнами, ужасами, спорами, упреками не как наследие своих политических «отцов», как европейский проект, а как данность. И то, и другое они рассматривают как собственные уроки», – рассказывает Ермолаев.
«Более того, европейский проект, который осуществлялся очень быстро, и в Украине представляется в виде блага (свобода перемещения, единая валюта, стандарты жизни, которые ми мерим в деньгах) для Европы – негативный опыт, потому что есть различие, своя история, национальная гордость», – считает эксперт.
Феномен Макрона
«Нельзя забывать французские уроки. Франция – одна из последних империй, которая очень жестоко рассталась с колониальным наследием (Индокитайская война). Были жестокие уроки и попытка создать пятую республику, пафос. Легендарный де Голль, которого связывают с идеей выхода из постимперского прошлого, с объединением Европы», – рассуждает политолог.
Макрон, по его мнению, относится уже к поколению «внуков» и будет представителем нового эшелона политиков.
«Выборы – хаотический набор обещаний и хаотических интересов. Но если говорить о политическом тренде, положительно и важно то, что Макрон – это французский евроинтернационалист со своими претензиями и заявками к ЕС», – подчеркнивает Ермолаев.
По мнению эксперта, это прежде всего важный национальный выбор для Франции.
«Франции важно сохранить свои позиции как участника дальнейшего европейского проектирования. Именно Макрон пользуется термином «европейский проект», – добавляет специалист.
Исторический выбор Пятой республики
«Сейчас поддержка и успех Макрона исторически не случайны. Важно также и то, что он – политик-интеллектуал. Его связь с целым рядом европейских фигур, с которыми он работал, не случайна, потому что сама по себе политика европейского проекта высокоинтеллектуальная. Но при этом не стоит на Макрона смотреть через «розовые очки». Сама по себе сфера национальной политики – Франции, Германии – это всегда политика компромиссов, олигархических и лоббистских групп», – говорит Ермолаев.
«В современном мире отказываться от экономических свобод никто не готов. На стороне еврооптимистов будет европейский бизнес – те, кто финансирует политику. Националисты будут скатываться на позиции уличной политической силы. Макрон лидер, и очень вероятно, что с ним будет связано формирование нового эшелона политиков, которые осмелятся перезагрузить неэффективную модель ЕС и сохранить все свободы, которые важны для европейцев», – резюмирует Ермолаев.
Напомним, по результатам выборов Макрон одержал победу во втором туре.