Зачем Россия увеличивает военные расходы и что это значит для Украины

Денис Поповичжурналист

По данным Стокгольмского института исследования мира (SIPRI), Россия в 2016 году существенно нарастила военные расходы, войдя в этом отношении в тройку мировых лидеров. В SIPRI особо подчеркивают, что это произошло на фоне снижения мировых цен на нефть, из-за чего другие нефтедобывающие государства были вынуждены, наоборот, снижать расходы на оборону. Очевидно, что РФ и дальше будет тратить все больше средств на армию, потому что, начиная с 1 июля 2017 года, запланировано значительное увеличение численности ВС РФ. Зачем Россия наращивает вооруженные силы?

Стокгольмский институт исследования мира в своем ежегодном отчете подсчитал, сколько различные государства мира потратили на оборону в 2016 году. Лидером в этом отношении, по данным SIPRI, являются США, чей оборонный бюджет в прошлом году составил $611,1 млрд., на втором месте Китай – $215,1 млрд. А вот на третье место неожиданно вышла Россия с оборонным бюджетом почти в $70 млрд.

Неожиданно потому, что, как отмечают в SIPRI, из-за постепенного снижения цен на нефть различные нефтедобывающие страны, к которым, безусловно, относится и РФ, снижали свои военные расходы в 2016 году. К примеру, Саудовская Аравия в 2016 году сократила затраты на оборону на 30%. Россия же показала рост на 5,9%, опередив в этой динамике всех мировых лидеров: военные расходы США в прошлом году выросли всего на 1,7%, а Китая – на 5,4%.

В SIPRI отмечают, что 55% оборонного бюджета РФ в 2016 году пошли на финансирование госпрограммы вооружения, то есть – на оснащение армии новыми образцами военной техники. Очевидно, что в 2017 году военные расходы России продолжат расти. К этому выводу приводит указ президента Владимира Путина об увеличении штатной численности ВС РФ до 1,9 млн человек с 1 июля 2017 года. Этот указ вступил в силу с 28 марта. Увеличение выглядит очень резким, потому что к началу 2017 года численность российской армии оценивалась приблизительно в 800 тысяч человек. В России указ Путина поясняют созданием новых частей и соединений, формированием войск информационных операций, а также появлением постоянных военных баз за рубежом, например, в Сирии.

В Центре исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) указывают, что в 2016 году Россия сформировала до 5 новых дивизий сухопутных войск, 4 из которых сосредоточены на западном направлении и 3 – непосредственно возле границ с Украиной. Это 3-я, 144-я и 150-я мотострелковые дивизии, которые являются частью 20-й и 8-й общевойсковых армий ВС РФ. В 2016 году эти соединения еще не достигли своей штатной численности, однако в этом году они, скорее всего, будут доукомплектованы. На вооружении этих частей есть и новейшая техника, например 150-я МСД располагает танками Т-90А, новейшими двуствольными 152-мм самоходными гаубицами «Коалиция СВ» и зенитными комплексами «Панцирь-С». По словам секретаря СНБО Александра Турчинова, в случае принятия соответствующего политического решения все эти части и соединения могут в течение 2-3 часов вторгнуться на территорию Украины.

В Европе также всерьез обсуждают возможность аннексии Россией государств Балтии. Недавно американский аналитический центр RAND Corporation (Research & Development) выпустил доклад с анализом возможности нападения армии РФ на государства Балтии – Литву, Латвию и Эстонию. В докладе отражены результаты военных игр, проведенных в 2014-2015 годах, в которых изучается возможность нападения России на эти государства. По мнению аналитиков RAND, именно они могут стать следующим после Украины объектом агрессии. Аналитики приходят к выводу, что НАТО, членами которой являются государства Балтии, не сможет защитить своих союзников, потому что российские силы, сосредоточенные в регионе, сейчас значительно сильнее подразделений Альянса, дислоцирующихся здесь же. Именно поэтому в случае гипотетического вторжения в Балтию НАТО имеет всего три сценария дальнейших действий. Первый – задействовать систему коллективной безопасности и попробовать провести контрнаступление, которое не гарантирует успех. Второй – пригрозить России ядерным оружием, что может вылиться в ограниченный обмен ядерными ударами, и третий – капитулировать, согласившись с аннексией стран Балтии. Последнее может нанести непоправимый ущерб авторитету Альянса.

Осознавая масштаб угрозы, НАТО наращивает военное присутствие в Восточной Европе, в частности, в Балтии и Польше. Речь о многонациональной бригаде численностью до 4 тысяч человек. Ее по-прежнему недостаточно для отражения возможной агрессии Кремля. Однако ее появление уже является сигналом, показывающим, что НАТО и США не забывают о своих союзниках.

Также Россия стремится укрепить свое влияние на Ближнем Востоке. Об участии российской авиации в войне на территории Сирии широко известно (армия РФ поддерживает президента САР Башара Асада). При этом Россия вынуждена постепенно углубляться в сирийский конфликт – если с самого начала речь шла только о поддержке с воздуха, то теперь очевидно и участие российских сухопутных сил. К примеру, в декабре прошлого года боевики ИГ совершили удачный набег на Пальмиру, выбив оттуда как солдат Асада, так и российские силы. Бегство было столь стремительным, что террористы захватили целехонький военный городок (кое-кто из солдат даже не успел доесть свой обед), огромное количество оружия, а также личные вещи, свидетельствующие о том, что здесь были российские «сухопутчики».

И, наконец, существует перспектива вмешательства России уже в ливийский внутренний конфликт. Об этом свидетельствуют конкретные военные приготовления, например, размещение в Египте, неподалеку от границ с Ливией, подразделений сил специальных операций ВС РФ.

На фоне всего этого наибольшую обеспокоенность вызывает наращивание военных сил России вблизи государственных границ с Украиной. Наша страна также увеличивает свои военные расходы – по данным SIPRI, в 2016 году эта сумма составила $3,4 млрд (около 90 млрд грн). Более того, после России Украина является «чемпионом» по военным расходам среди стран бывшего СССР. По данным украинских властей, оборонный бюджет нашей страны постоянно растет: если в 2016 году он превышал 113 млрд грн (из них более 55 млрд пошло на армию), то в 2017-м – уже почти 130 млрд (5% от ВВП). Бюджет армии в этом году составляет примерно 65 млрд грн.

Однако в SIPRI считают, что реальные расходы на оборону в нашей стране, наоборот, снизились (в 2015 году они составляли $3,62 млрд). Обьясняется это ростом курса доллара к гривне, потому что именно к доллару привязываются военные расходы государств мира.

Как пояснил член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Дмитрий Тымчук, после того, как с 1 января 2016 года было увеличено денежное содержание военнослужащих (совершенно правильный шаг с точки зрения мотивации), 75% военного бюджета стало уходить на содержание армии и лишь оставшиеся 25% – на модернизацию и закупку новых систем вооружения. А в 2017 году на развитие вооружений и военной техники ВСУ предусмотрено около 6,5 млрд грн, то есть 10% военного бюджета. При этом международная норма – 40% бюджета на содержание, 30% – на боевую подготовку и 30% – на закупку нового вооружения.

В этих условиях ВСУ выгоднее комплектовать отремонтированной или модернизированной техникой, а значит – жертвовать качеством ради количества. Но российское руководство, несмотря на снижение цен на нефть и прочие экономические проблемы, связанные с введением санкций за агрессию против нашей страны, пытается развивать свою армию и количественно, и качественно. А это значит, что наращивание военного потенциала РФ очень опасно для Украины.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО