Страх и отвращение на Васильковщине. Колонка Валентина Гладких

Валентин Гладкихполитический эксперт

Американский журналист и писатель Хантер Томпсон, автор нескольких скандальных произведений, в том числе и культового романа «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие к сердцу американской мечты», признавался, что своим творчеством стремился не только бросить вызов консервативным ценностям американского общества, но и показать, что под пластиковой американской поверхностью скрываются страх и насилие.

Предновогоднее путешествие председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Сергея Пашинского и 38-летнего частного перевозчика Вячеслава Химикуса, пути которых пересеклись возле одного из сел Василькоского района, под определенным углом зрения, можно считать вояжем под пластиковую поверхность нашей реальности. Правда, в отличие от американского путешествия двух очаровательных негодяев доктора Гонзо и Рауля Дюка, в украинском варианте под пластиковой поверхностью находим не только страх и насилие – они на самом деле уже давно лежат на этой поверхности, – а нечто иное, еще более ужасное и отвратительное.

Обзор отношение общества к инциденту является ярким примером классовой ненависти – обнаглевший народный депутат выстрелил в рядового украинца! Негодяй, подонок, выродок! Насколько такая версия событий соответствует действительности, людей по большому счету не интересует. Виноват – и баста!

Между тем, классовую солидарность продемонстрировали не только все те граждане, которые априори глубоко убеждены в виновности народного депутата. В полной мере такую ​​же классовую солидарность продемонстрировали и отдельные чиновники, которые руководствуясь принципом «Рафик не винават», бросились рьяно защищать своего коллегу, не гнушаясь откровенно спекулятивными и бессмысленными аргументами а-ля «у Химикуса есть покровители в Москве» или «Химикус бил жену». Аргумент о том, что «Химикус в детстве мучил животных», видимо, пока держат в рукаве, как шулер козырного туза.

Украинские СМИ в освещении инцидента решили руководствоваться принципами гонзо-журналистики, которые, между прочим, были сформированы в том числе и автором романа «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикая путешествие к сердцу американской мечты» Хантером Томпсоном.

Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что гонзо-журналистика уже давно «рулит» в Украине, где журналисты не столько освещают события, сколько описывают собственные ощущения и эмоции, дают оценки тому, что происходит. Насколько эти эмоции, ощущения и оценки журналистов, экспертов являются на самом деле собственными, а не владельцев СМИ – вопрос дискуссионный. Как бы там ни было, но пока мы знаем об отношении к инциденту значительно больше, чем о самом инциденте.

Хуже всего то, что настоящей жертвой этой ситуации станет ни «потерпевший» Сергей Пашинский, ни подстреленный Вячеслав Химикус. Настоящей жертвой будет и без того загубленная правоохранительная и судебная система.

Поскольку проблема на самом деле даже не в том, виновен или не виновен Сергей Пашинский, и если виновен, то насколько, а в том, что общество категорически не верит в способность правоохранительных и судебных органов объективно и справедливо расследовать любые дела, фигурантами которых есть сильные мира сего или их родные и близкие. Более того, общество в своем большинстве, руководствуется презумпцией виновности чиновников, а следовательно, подвержено считать справедливыми только обвинительные приговоры против сиятельных господ, безотносительно к тому или те самом деле виноваты в том, что произошло. Должны – и баста! Иначе – «отмазали».

Конечно, такое отношение вполне понятно и естественно для общества, где господствующий класс откровенно и цинично злоупотребляет своим привилегированным положением.

Впрочем, на такой почве быстрее вырастут побеги мести, чем правосудия или справедливости.

Итак, путешествие к сердцу украинской мечты дает основания утверждать, что под пластиковой поверхностью «обновленной Революцией Достоинства» Украины вызревает все сильнее желание мести.

Валентин Гладких, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО