Редко когда людям удается увидеть альтернативный вариант собственной жизни. Что бы было, если бы в какой-то момент ты свернул не туда? Где и кем ты бы сейчас был?
Именно поэтому вид руин Алеппо должен вызывать у каждого из нас особенные чувства. Именно так выглядела бы Украина, если бы она не выстояла в 2014 году, если бы в какой-то из длинного ряда ключевых для нашей страны моментов верх взяла глупость или слабость. И даже сейчас мы все еще недостаточно далеко отошли от этой пропасти.
Что мы видим в Алеппо?
Множество готовых сражаться до конца людей, у которых просто недостает технических средств для противостояния современной армии, активно применяющей авиацию и не стесняющейся превращать крупный город в окровавленный щебень.
Гибридное вранье российских медиа о войне с ИГИЛ – хотя ИГИЛ в Алеппо и не пахло. Пока настоящий ИГИЛ радостно собирает оставленное российское оружие под Пальмирой.
Рассказы Чуркина в ООН о том, что ничего страшного не происходит, а детей в Алеппо специально посыпают пылью, чтобы выдать их за жертв бомбардировок.
Огромную озабоченность мирового сообщества. Даже на один вечер притушили огни на Эйфелевой башне. Правда, глава Еврокомиссии не преминул заявить, что вводить дополнительные санкции против РФ было бы неэффективно.
Что характерно: в Алеппо прилетает всем. Бомбы не разбирают, кто лоялист, а кто джихадист, кто алавит, кто суннит, а кто христианин. Они одинаково ровно падают на дома тех, кто поддерживал повстанцев, и тех, кто всю жизнь хранил под подушкой портреты обоих Асадов и готовился встречать чьи-то танки с цветами.
Таков мир, в котором мы живем, таковы его законы. Ими можно и нужно возмущаться, но нельзя их не учитывать. Особенно когда от этого зависит твоя жизнь.
Помните, как в 2014 году вопили «давайте уже войну по-настоящему!»? Помните, как рассказывали, что, мол, не надо сдерживать наших бравых добровольцев своими перемириями – они достаточно мотивированы, чтобы до Ростова за три дня дойти?
Защитники Алеппо тоже были очень мотивированы. Но, вопреки старым анекдотам, никакая мотивация не помогает сбивать самолеты кирпичами.
Алеппо – это образ войны, которой у нас не произошло, но которая в 2014-м была более чем реальной. Гибридная война тех лет была войной провокаций, битвой на тонком льду: в «горячую» войну с авиацией и полномасштабным вторжением через всю границу нас могла толкнуть и слабость, и сила. Если бы мы не начали отвечать на провокации РФ – была бы большая война. Если бы, отвечая на провокации РФ, мы пролили бы слишком много крови и не задействовали бы дипломатию – была бы большая война. Мы прошли по срединной линии, удержав войну в «гибридных рамках». Отчасти нам просто повезло – Янукович мог не сбежать, мокрый след за собой оставляя, а запросить российской военной помощи из Донецка или Севастополя. То есть сделать ровно то, что сделал Асад, но с поправкой на меньшее плечо логистики.
2014 год мог бы стать для нас страшным переломом. Но стал нашим спасением. Потому что, выиграв время, мы все-таки сумели восстановить боеспособность армии. В первой половине 2014года мы были не зубастее, чем нынешние защитники Алеппо. Сейчас же попытка организовать подобное в украинских городах будет стоить противнику очень-очень дорого. Кажется, он пока недостаточно офонарел, чтобы решиться заплатить эту цену.
Внимательно посмотрите на кадры из Алеппо. Поймите, что между вашей нынешней жизнью и происходящим там адом, стоит только украинская армия, и, в меньшей степени, – украинская дипломатия и украинское государство. Ничто другое вас не защищает. Это, кстати, слабенькая такая плотина, проблемная, держащаяся на одном крыле и честной молитве. Возможно, имеет смысл самому начать ее укреплять?
Уж точно не стоит врать себе, что-де ты в безопасности.
Если вы живете в зоне приграничного сотрудничества с Польшей или Словакией и вам кажется, что Россия от вас далеко – от Алеппо она еще дальше, а поди ж ты. Если вы считаете, что российские бомбы не упадут на города, где не говорят по-русски – поищите русскоязычных в Алеппо. Если вы считаете, что в ХХІ веке невозможны первобытные зверства без всякой внятной реакции цивилизованного мира – внимательно посмотрите на экран.
Алеппо – тот пример миру, которым чуть было не стали мы.
Виктор Трегубов, специально для «Слова и Дела»