Недавно в СМИ появилась информация, что по данным Transparency International Украина вошла в ТОП-5 стран, где коррупция является основной проблемой. Почему же, несмотря на провозглашенную в Украине политику борьбы с коррупцией, мы до сих пор не можем преодолеть это явление?
Дело в том, что в Украине проблема коррупции воспринимается слишком линейно: взяточники находятся на должностях, а низкая зарплата отпугивает тех, кто мог бы прийти на их место, разрушив все существующие схемы. Между тем, существуют глубинные причины коррупции, на которые мы мало обращаем внимание.
Одной из таких причин является посттравматическое состояние сознания общества, характерное для всех стран, переживших социальные потрясения. Посттравматический синдром приводит к тому, что любые события, которые происходят, человек перестает воспринимать правильно, реагируя на них исключительно эмоционально. Впрочем, когда мы воспринимаем мир исключительно чувственно, мы тем самым избавляемся способности воспринимать ситуацию рационально, руководствуясь здравым смыслом. Не зря существует старая украинская пословица: дай чувствам волю – заведут в неволю.
Достаточно для этого скрыть противозаконные действия за ширмой абстрактной категорией общественной необходимости.
Проще говоря, любой чиновник в эпоху революций получает больше полномочий. Понятно, что чем больше полномочий и возможности принять различные решения, тем больше соблазн извлечь из этого вполне материальную выгоду. Поэтому во все времена чиновники больше всего обогащались в эпоху революций. Мне тут сразу вспоминается фигура Жан Жака Дантона, одного из лидеров Французской буржуазной революции, благодаря этой революции сумел фантастически разбогатеть в течение очень небольшого промежутка времени.
Похожая ситуация происходит и во время войн. Как говорится: «война все спишет». Главное любому чиновнику свои действия прикрывать мнимым патриотизмом и необходимостью бороться с врагом. Не зря коррупция во время войны описывалась Ярославом Гашеком, Теодором Драйзером, Маргарет Митчел и Эрихом Мария Ремарком. Упоминается здесь и слова Сэмюэля Джонсона: патриотизм – последнее прибежище для негодяев.
Фактически именно в таком положении сегодня оказалась Украина, когда прикрываясь патриотическими мотивами, чиновники могут спокойно использовать коррупционные схемы и осуществлять рейдерские атаки.
Достаточно вспомнить войну и Россию как врага, и все: общество закроет глаза на откровенное беззаконие.
Я, будучи юристом, могу привести десятки примеров, когда прикрываясь патриотизмом, вопреки закону, по сути происходит, как выразилась один депутат перекладывая понятие «правовой беспредел» понятием «правний безкрай».
Последним таким делом была ситуация сначала с Интертелеком, а впоследствии и с IT-компанией Lucky Labs. СБУ обвинило компании, будто они находятся в связях с сепаратистами и лицами из санкционного списка. Впрочем, судебных решений, которые подтвердили бы законность совершения обысков и других следственных действий нет. Вот так. Я за привлечение к уголовной ответственности за нарушение норм Уголовного Кодекса.
Однако, это не означает, что деятельность предприятий должна быть парализована из-за осуществления следственных действий. Тем более, если потом дела легко разваливаются в судебных органах.
И вот здесь, хотел бы задать вопрос: а что может сделать общество, чтобы уменьшить коррупцию? Ответ один: критически мыслить.
Вы еще спрашиваете, почему в Украине коррупция? Тогда ответьте на вопрос: всегда каждый из нас в восприятии действительности руководствуется умом, а не навязанным с экранов телевизоров псевдопатриотизмом.
Александр Москалюк, специально для «Слова и Дела»