Вначале было слово. Как политики обещают защищать украинский язык

Ежегодно 9 ноября в Украине отмечается День украинской письменности и языка. Праздник приурочен к православному дню памяти Нестора Летописца. Официально праздновать его начали с 1997 года, согласно указу тогдашнего президента Леонида Кучмы. За годы существования День украинской письменности и языка потерпел значительные изменения, которые выразились, прежде всего, в отношении простых граждан. Каждый год все больше людей пытаются хотя бы на день перейти на общение исключительно на родном языке, а еще – пишут Диктант национального единства, уже ставший доброй традицией «Украинского радио».

Впрочем, среди отечественного политического бомонда пока слишком большая преданность родному языку не заметна. На самом ли деле политики так защищают украинский язык, как обещают, решило выяснить «Слово и Дело».

Начать обзор обещаний о защите украинского языка, на наш взгляд, стоит с противоречивого (даже скандального) закона, который в конечном итоге был использован для раскола Украины и поддержки сепаратистских настроений – так называемого «закона Колесниченко-Кивалова». Закон «Об основах государственной языковой политики», принятый Верховной Радой Украины 3 июля 2012 года, предусматривал существенное расширение использования региональных языков. Региональным считается язык, на котором в определенной области общаются более 10% населения. Для большинства регионов (особенно юга и востока) нашей страны этим языком, естественно, стал русский. Не стоит говорить о том, что это развязало руки пророссийским медиа и вовсе не способствовало развитию украинского языка. Более того, когда зимой 2014 года на Грушевского проголосовали за отмену данного закона, это дало дополнительный козырь в руки сепаратистам в Крыму и на Донбассе... Тогдашний спикер ВР Александр Турчинов проголосованную депутатами норму так и не подписал (тем самым выполнив обещание премьер-министра Арсения Яценюка), но сохранить целостность государства это уже не помогло.

Несмотря на то, что, по сути, «закон Колесниченко-Кивалова» до сих пор не отменен, тотальную украинизацию в стране было уже не остановить. Во многом этому способствовала российская агрессия. Сказался этот процесс в шагах, направленных на развитие отечественного медийного контента (квоты, отмена НДС для книгоиздателей), и в популяризации украинского языка. Если взглянуть на обещания депутатов, то законодательно защитить украинский язык обещали многие. В досье политиков на «Слове и Деле» такие обещания есть у членов БПП Богдана Дубневича и Александра Бригинца, а также у депутата от «Видродження» Валентина Ничипоренко. Обещание Дубневича находится в процессе выполнения, Бригинца – выполнено, а вот Ничипоренко свое слово сдержать не смог.

Тем временем «свободовцы» Олег Осуховский, Андрей Ильенко и Михаил Головко пообещали обязать всех государственных служащих употреблять украинский язык на работе и во время публичных выступлений. Это их совместное обещание выполнено, поскольку 10 декабря 2015 года Верховная Рада приняла проект закона «О государственной службе», который предусматривает предоставление украинскому языку статуса языка официального общения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления во время выполнения должностных обязанностей, а также утверждение его как языка делопроизводства и документации государственных органов и должностных лиц. Правда, далеко не все украинские политики придерживаются этого закона в своих публичных выступлениях (поскольку ответственности за нарушение этой нормы нет), поэтому можно констатировать, что обещание выполнено формально.

Бороться за чистоту языка на рабочем месте и вне его пообещал и мэр Днепра Борис Филатов, который заявил, что не будет применять нецензурную лексику во время общения в соцсетях. Остается только надеяться, что этого правила Филатов будет придерживаться не только в интернете.

Напомним, со вчерашнего дня, то есть с 8 ноября, украинские телеканалы и радиостанции обязаны транслировать не менее 25% медиапродукта отечественного производства.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО