Возможно ли появление новой политической элиты без мелиорации политического болота в Украине?

Валентин Гладкихполитический эксперт

«Біда не в тім, що ти мене не любиш, біда, що я тебе не можу розлюбити». Эти слова всякий раз звучат в сознании, когда слышу разговоры о недостатках и хронических болезнях отечественного господствующего класса, метко крещеного Олегом Покальчуком «дрожащей элитой». И дело не в личном увлечении этой песней, симпатиях к композитору и исполнителю Николаю Мозговому, или сентиментах в отношении к автору стихов Юрия Рыбчинского.

Дело совсем в другом.

Беда не том, что нынешняя политическая элита не может адекватно отвечать на вызовы времени и эффективно решать проблемы, которые стоят перед украинским обществом и государством; беда, что украинское общество до сих пор не смогло породить другую политическую элиту, которая имела бы свойства, так необходимые для решения архисложных проблем нашего времени.

Почему?

К сожалению, как старая – образца времен «преступного режима» – так и обновленная – нынешнего поколения «новых звезд украинской политики» – отечественная политическая элита традиционно характеризуется прилагательными типа: компрадорская и постколониальная, жадная и самовлюбленная, оторванная от реальности и пренебрежительная к рядовым украинцам; примитивная и необразованная; безответственная и некомпетентная; лживая и лицемерная; мошенническая и трусливая... Украинский язык богат синонимами, поэтому перечень негативных характеристик нынешней «шляхты» можно продолжать очень долго, даже не выходя за пределы нормативной лексики. Правда, большинство украинцев, характеризуя свою элиту, за пределы нормативной лексики, как правило, все же выходят.

Оставим в стороне вопрос о том, какими именно эпитетами талантливый украинский народ щедро одаривает свою же политическую элиту – президентов, народных депутатов, министров, премьеров, прокуроров, судей, чиновников, представителей органов местного самоуправления и других «и мертвых, и живых, и нерожденных» сиятельных господ-товарищей, которые, словно лягушки плесо, плотно окружили высшие ступени социальной иерархии. Поинтересуемся другим: почему собственно высокие ступени социальной иерархии в Украине тотально заселены существами, чьи характеристики обычно определяются прилагательными с негативным содержанием?

Несмотря на риск показаться сторонником социального дарвинизма, трудно устоять перед соблазном поискать ответ в теории Дарвина. К сожалению, из разделов школьного учебника биологии, посвященных теории эволюции, большинство вынесло лишь одну фразу: «выживают сильнейшие». Какая злая шутка! Представление широких слоев населения об эволюционной теории определяется ложным переводом фразы «survival of the fittest» – «выживание наиболее приспособленных».

Итак, краеугольным камнем теории Дарвина является утверждение о том, что выживают организмы, которые более приспособлены к условиям существования. Они не обязательно должны быть сильными, умными и тому подобное. То есть выживание зависит от способности организмов адаптироваться к условиям среды, а особенности организмов, соответственно, определяются особенностями среды, в которой они существуют. Баобабы не растут в украинской степи.

Конечно, человек не живет в природе. Мы живем в культуре. Это означает, что средой для homo sapiens является не только природа, но и культура, поэтому мы вынуждены приспосабливаться не только и не столько к условиям природным, сколько к условиям социальным. В социальной среде Украины баобабы процветают.

А теперь подумаем над тем, какие свойства имеет социальная среда нашей страны, если наиболее приспособленными к ней оказываются организмы, характеристики которых описываются прилагательными с негативным оттенком? Неприятно, но факт: наша элита – это продукт социальной среды, которую мы создаем, точнее, которой являемся все мы – вместе с нашими ценностями, мировоззрением, социальными практиками и заветными мечтами. Тот факт, что в нынешней социальной среде, к сожалению, доминируют пресмыкающиеся, гиены, всевозможные паразиты, вредители и копрофаги, должен заставить каждого из нас задуматься над тем, почему это так.

Опыт показывает, что лучший способ бороться с малярией и лихорадкой – это не только делать прививки. Прежде всего необходимо проводить мелиорацию, уничтожая предпосылки для существования малярийных комаров, безотносительно к их партийной принадлежности или нашим личным симпатиям и антипатиям к этим организмам.

И напоследок. Организмы, которые эволюционировали и достигли доминантного положения в определенной среде, абсолютно не заинтересованы в том, чтобы эту среду менять. Помните об этом, слушая в который раз пафосные речи сиятельных «реформаторов» с только что приобретенными мандатами, квартирами, машинами, счетами и выражением полного удовлетворения жизнью на лицах.

Ключевым вопросом для каждого, кто на самом деле стремится к модернизации Украины, сегодня должно быть создание условий для возникновения принципиально новой, альтернативной элиты, а не нового выражения ее старого уродливого лица.

Продолжение следует.

Валентин Гладких, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО