Крым в горле. Колонка Виктора Трегубова

Виктор Трегубовжурналист, блогер

«Крымский мост соединит полуостров с Россией, и Крым окончательно станет нашим», – написал у себя в Twitter премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев.

Он хотел сказать, как обычно, но случайно сказал правду. Статус в Twitter пришлось быстренько подтереть, но кэш Гугла хранил его достаточно времени, чтобы все желающие успели понять: премьер-министр РФ не считает Крым Россией. По крайней мере, на данном этапе. Оно и понятно: Дмитрий Анатольевич хорошо понимает, чем реальность отличается от «официальной версии» в исполнении разнообразных песковых.

Впрочем, иной раз реальность прорывается и в официальные сводки. На этой неделе как раз Крым стал тому замечательным примером. Все дело – в статистике выборов в Госдуму.

Нет, то, что по Крыму победила Единая Россия – это понятно. Крымчане в основной своей массе всегда голосуют за КПСС, особым чувством безошибочно определяя, под каким названием в бюллетене она скрывается на этот раз. Дело не в результатах, а в явке. 42% по полуострову и 45% в Севастополе – это не просто очень мало. Это меньше, чем на любых парламентских выборах в Украине. На них Крым традиционно давал около 50% граждан, дошедших до избирательных участков. На последних, в 2012 году – по 49%, что АРК, что отдельно стоящий Севастополь.

При этом, напомним, по официальным данным «референдума» 2014 года, на него пришли 83% крымчан и 89,5% севастопольцев. Любой социолог признает: такая явка невероятна. Так на выборы не ходят. Те, кто брал этот процент с потолка, явно перестарались в попытках угодить начальству.

Тем ярче она смотрится на фоне нынешних показателей.

Понимаете, в чем дело? По логике вещей, после всех «русских весен» и «возвращений в родную гавань» Крым должен был быть впереди России всей по общественной и политической активности. Особенно если притвориться, что северокорейские цифры «референдума» 2014 года взяты не с потолка, а действительно являются следствием гражданского чувства крымчан.

Похоже, что все же нет. Российская политика Крыму интересна даже меньше, чем украинская. Отрадно, что это зафиксировал российский Центризбирком: уж его-то не упрекнешь в предвзятости в пользу Украины.

Как выбирают – понятно. Без особого энтузиазма. Но и в том, кого выбирают, есть какая-то ирония судьбы. Так, от Севастополя в заксобрание РФ отправился Дмитрий Белик. Ранее – видный «регионал», зампредседателя Севастопольской городской государственной администрации. Одним словом, если крымчане – люди, которые проголосуют за любую реинкарнацию КПСС, то Белик – человек, который от любой изберется. В комментариях на севастопольских форумах горожане чешут репу в попытках выяснить, кто же из знакомых за него все-таки голосовал, и тихо радуются, что теперь-то этот деятель, по крайней мере, отвалит в Москву.

Итог? Крым и Севастополь выбирают те же лица, но с еще меньшей страстью. Жизнь идет так же – только гайки еще сильнее закручены, в Северном и Восточном Крыму идет засоление грунтовых вод, а центр и юг уверенно превращаются в военные базы.

Выборы в Крыму сделали две вещи. Во-первых, они зафиксировали угасание эйфории даже среди тех крымчан, которые искренне радовались аннексии полуострова Россией. Во-вторых, они внесли свой вклад в делегитимизацию российской Думы в глазах мирового сообщества. Это уже не шутки: о неготовности взаимодействовать с российским парламентом заявили не только украинское и американское правительства, но и правительства ряда стран Евросоюза. А ведь это еще цветочки: вопрос в том, что будет, если в Крыму попытаются провести еще и президентские выборы?

Так что в одном Дмитрий Медведев все же ошибался. Мост им вряд ли поможет.

Виктор Трегубов, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО