Виктор Янукович и Петр Порошенко – политики диаметрально противоположных формаций. Первый – появился в политике по зову и при поддержке крепкой команды, выступал за внеблоковость и никогда не создавал иллюзию самостоятельности в принятии государственных решений. Второй пришел к власти на волне постреволюционного подъема, без стабильной команды (за исключением тех людей, с которыми его связывают давние бизнес-связи) и сразу провозгласил четкий прозападный курс Украины.
Предыдущий очерк из серии о 25 ключевых обещаниях времен украинской независимости, был посвящен деятельности третьего президента Украины – Виктора Ющенко. В заключительной статье цикла я попытаюсь привести важнейшие общие и отличающиеся пункты программ обеих глав государства и главное – проанализировать, как они выполняют обещанное. Конечно, в случае с Виктором Януковичем все точки над «і» можно было расставить в момент пересечения «легитимным» российско-украинской границы в направлении Ростова-на-Дону. Что касается Петра Порошенко – итоги его правления объективно и полноценно можно будет подвести только после завершения его каденции. Однако отдельные пункты программы действующий Президент уже успел выполнить, некоторые – провалить, поэтому, опираясь на аналитику «Слова и Дела», сейчас уже можно дать промежуточную оценку его работе.
Лучше, чем предшественники
Классическая черта политических программ политиков всех без исключения уровней в последние годы – обвинять во всех бедах предыдущую власть. Особенно гиперболизированный вид она приобрела в программе кандидата, а впоследствии – четвертого (к счастью, уже лишенного этого статуса) президента Украины Виктора Януковича. Легендарные азаровские «папередники», судя по программе Януковича, «довели страну до банкротства, политической и экономической разрухи, принесли в жертву своим личным амбициям будущее Украины, благосостояние ее граждан».
Да, действительно, «оранжевая» команда таки вправду изменила доверию украинцев и в очередной раз доказала давнюю истину о том, что где два украинца – там три гетмана (или гетманши?). Зато Янукович пообещал привести с собой «команду высококлассных специалистов, которые без лишней политической суеты и громких заявлений достигают поставленных целей, получают положительный результат». Только вот три года спустя человек, декларировавший это, сбежал из Украины, вывезя с собой миллиарды и оставив страну с кучей долгов и на пороге военного положения...
Собственно говоря, то же самое в адрес предшественника говорит в своей предвыборной программе и Петр Порошенко – правда, куда более дипломатично. «У народа лопнуло терпение. На площади и улицы вышли люди, которые не хотят и дальше так жить, как жили до сих пор», – отметил он весной 2014 года. И, согласитесь, был недалек от истины. Правда, сегодня Порошенко рискует повторить судьбу Виктора Ющенко и тем самым привести к власти нового Януковича. Надеемся, у него хватит мудрости избежать ошибок предшественников.
Президентские полномочия
Идя в президенты, Виктор Янукович в своей программе пообещал обеспечить «совершенствование механизмов государственной власти, укрепление основ парламентаризма». Тогда как, став главой государства, вернул Конституцию образца 1996 года, второй раз сделав Украину президентско-парламентской республикой. Жирной точкой в выполнении этого обещания стали так называемые «диктаторские законы» от 16 января 2014 года.
Петр Порошенко же в своей программе отметил, что не будет претендовать на полномочия большие, чем те, на которые он будет избран. С момента обретения Порошенко статуса Президента Украины изменения в Конституцию в части президентских полномочий не вносились. Перед этим, 21 февраля 2014 года, Верховная Рада вернула силу Основной Закон в редакции от 8 декабря 2004 года, предусматривающий парламентско-президентскую форму правления. Правда, об обещании первоочередно внести в Верховную Раду законопроект о парламентской оппозиции Порошенко таки забыл (или не захотел вспоминать), обеспечив таким образом широкую свободу действий своей фракции.
Благосостояние населения
Баллотируясь в президенты, Виктор Янукович обещал, что в течение 10 лет Украина войдет в топ-20 наиболее экономически развитых стран мира. Это неудивительно, поскольку поднятие страны в различных мировых экономических рейтингах – одно из любимых обещаний отечественных политиков самого высокого уровня. Однако Янукович с уверенностью говорит об «улучшении уже сегодня»: «Начиная с 2010 года, гарантирую ежегодный рост ВВП, увеличение доли инновационно активных предприятий, увеличение прямых иностранных инвестиций в Украину до 50 млрд долл. США в 2014 году. Устойчивый экономический рост будет способствовать повышению уровня занятости населения, росту заработной платы, обеспечению ценовой и валютно-курсовой стабильности».
А теперь по пунктам. Динамика изменения ВВП в годы президентства Януковича действительно все время была положительной, экономика демонстрировала медленный, но стабильный рост. В 2013 году объем внешних инвестиций в Украину составил всего 2,86 млрд долл. В 2009 году уровень безработицы в Украине был на уровне 9,6%, в 2013-м он сократился до 7,7% трудоспособного населения страны. Минимальная заработная плата за этот период выросла почти вдвое, однако этот показатель несколько нивелировался инфляцией. Нестабильными были цены на продукты и товары первой необходимости.
Будущий пятый Президент Украины в своей предвыборной программе «золотых гор» не обещает. Вместо этого он пишет: «Все политические программы, которые вы до сих пор читали, были о манне небесной, но она так и не выпала. Конечно, я за увеличение зарплат, пенсий и стипендий. За сохранение и приумножение всех социальных выплат, предусмотренных действующим законодательством... На все это будем тратить деньги, как только мы их получим, построив новую экономику». Таким образом Порошенко заблаговременно открестился от будущих провалов в социальной политике государства. Не подкопаешься.
Налоговая реформа
Улучшение условий ведения бизнеса – также одно из самых популярных обещаний украинских политиков. Виктор Янукович свое программное обещание о введении нового Налогового кодекса выполнил, подписав документ в декабре 2010 года. Вот только принятие его стало причиной «Налогового майдана» – некой репетиции Евромайдана, участники которой требовали ветировать «кодекс Азарова-Тигипко» и защитить предпринимательство от новых жестких требований, которые так диссонировали с лозунгами политической программы Януковича. Вместе с тем, обещанные налоговые каникулы для малого бизнеса четвертый президент все-таки ввел. Зато снижения НДС до 17%, как и снижения налога на прибыль до 19% в 2011 году так и не произошло.
Петр Порошенко в своей программе конкретных цифр не называет, однако обещает убрать «коррупционный налог» на экономику: сократить количество налогов, уменьшить их ставки и перекрыть оффшоры. С первым новоизбранный Президент в целом справился, 31 декабря 2014 подписав проект закона №1578 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы), которым предусмотрено сокращение количества налогов и сборов с 22 до 9. А вот со вторым у Порошенко не сложилось: сначала в июне 2015 года глава СБУ Валентин Наливайченко обнародовал список фирм, через которые из страны выводится больше всего средств, а затем и вокруг самого Порошенко и его корпорации Roshen разразился оффшорный скандал. И хотя в конце концов Президенту удалось кое-как оправдаться, общественный интерес вокруг этой темы заставил его дать еще одно обещание – сделать невозможным использование оффшорных счетов в Украине. Правда, пока оно имеет статус «в процессе выполнения».
Вооруженные силы
Последний, однако, как видим, едва ли не самый важный пункт - обеспечение армии. К сожалению, более 22 лет украинские Вооруженные силы не только не развивались, но и демонстрировали стабильный регресс, непосредственным следствием чего стала аннексия Крыма и захват пророссийскими бандитами части территории Донбасса. Виктор Янукович, идя на пост президента, декларировал в своей программе переход на контрактную армию с 2011 года, перевооружение ВСУ, обеспечение жильем офицеров (причем молодые офицеры, по замыслу Януковича, должны были становиться владельцами новых квартир уже в течение первого года службы). Что же получили военные взамен? Полный переход на контрактную армию не осуществлен и по сей день, к 2011 году количество бесквартирных офицеров ВСУ по сравнению с 2009 годом выросло на 2,9 тыс. человек, а выплаты на обеспечение военных жильем в том же 2011-м составили всего 27% от необходимой суммы.
Порошенко, который баллотировался в президенты уже после начала российской агрессии, не мог не признать важность реального, а не декларативного реформирования армии. «Планирую существенное, в разы и порядки, увеличение затрат на восстановление, модернизацию и усиление Вооруженных сил и других структур, от которых зависит защита от внешней агрессии... Укрепление обороноспособности страны должно стать общенациональным делом, делом всех и каждого», – отметил в своей программе кандидат Порошенко. И, став Президентом, без сомнения, не отклонялся от этого курса. Да, конечно, были у него популистские обещания о тысяче гривен боевых или немедленное завершение АТО, но десятки выполненных обещаний об увеличении финансирования ВСУ, активизации перехода на контрактную армию, перевооружение, модернизацию и улучшение обеспечения силовиков уже сейчас не оставляют сомнений в том, что Порошенко, несмотря на всю критику, войдет в историю как первый президент независимой Украины, запустивший реальные изменения в сфере национальной безопасности и обороны.
Поэтому фраза, сказанная сегодня во время торжественного парада самим Главой государства, «товарищ москаль, на Украину шуток не скаль» – это уже не просто слова, а повод задуматься для наших восточных соседей.
Алина Костюченко, специально для «Слова и Дела»