Шаг к политическому очищению: сильные и слабые стороны госфинансирования партий

Александр Радчукполитолог

С 1 июля в Украине официально заработали законодательные нормы, которые должны в корне изменить отношение общества к финансированию политических партий. Речь идет о введении механизма государственного финансирования партий и строгой отчетности за происхождение и использование партийных средств.

В законах, которые парламент принял еще осенью 2015 года, речь идет не только о принципах прозрачности и подотчетности партийного руководства различных политических сил, но и об изменении отношения самих избирателей к такому понятию, как «партийная касса». Проще говоря, отныне деньги у партий не могут появиться из ниоткуда, а сокрытие источников финансирования будет угрожать уголовной ответственностью. Кроме того, закон «О противодействии политической коррупции» имеет целью изменить отношение избирателей к тем политическим силам, которые они выбирают. Гражданин должен задаться вполне логичным вопросом: если партия имеет неизвестные источники финансирования, к тому же, пытается их скрыть, очевидно, что такая политическая сила не имеет целью в дальнейшем действовать в интересах своего избирателя. В подобных «спонсорских» проектах есть свои бенефициары, которым нужны голоса во время избирательных кампаний для того, чтобы после получения власти лоббировать вполне частные интересы.

Вынужденная задержка

Несмотря на то, что закон о государственном финансировании партий, а также усилении их политической ответственности и отчетности вступил в силу, выполнять его не спешат по 4 основным причинам.

Во-первых, продолжается укомплектование аппарата Национального агентства по предотвращению коррупции, которое и будет проводить аудит финансовой отчетности партий. «К сожалению, наше агентство стало заложником времени, когда мы не можем полноценно начать свою работу из-за конкурсного отбора работников аппарата. Согласно действующему законодательству, орган центральной исполнительной власти является полноценным, если набирает 30% от предельной численности своего штатного аппарата. На сегодня мы сформированы примерно на 20%», - сообщила председатель НАПК Наталья Корчак.

Во-вторых, по словам руководителя ведомства, парламент хоть и заложил в Бюджете на 2016 год более 390 млн грн на финансирование партий, а также около 96 млн грн на работу НАПК, впрочем таки не выделил средств именно для исследования партийных отчетов. А это 10% от общей суммы запланированных расходов из Бюджета на содержание деятельности партий, то есть около 39 млн грн.

В-третьих, в НАПК только в июне подготовили проект формы отчета политических партий об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера. После того, как партии их заполнят, работники агентства обязаны в течение 2 месяцев проанализировать отчет политической партии, подготовить и утвердить заключение по результатам такого анализа. Его результаты должны быть обнародованы на официальном веб-сайте НАПК не позднее чем на 5-й день с момента утверждения заключения по результатам анализа.

В-четвертых, к нововведениям с заполнением необходимой документации должны привыкнуть и сами партийные структуры. Еще один важный аспект, о котором не стоит забывать: все действия по наказанию нарушителей законодательства будут отрабатываться впервые, поэтому следующие полгода страну ждут настоящие прецеденты по исследованию кейсов по соблюдению партиями финансовой дисциплины. Очевидно, НАПК и Минюст на основании отчетов смогут инициировать судебные иски касательно ликвидации целого ряда политических партий, которые не имеют ячеек, не берут участия в политической жизни или откровенно манипулируют в своих финансовых отчетах. Поэтому вполне вероятно, что уже через 2-3 года в Украине значительно уменьшится количество желающих зарабатывать на подделке документов для будущей продажи партий под выборы. Воспользоваться схемой, когда «спонсор» мог купить партийный бренд, а затем «влить» в него необходимое количество денег для дальнейшей раскрутки и быстрого достижения политических целей, станет невозможно.

О том, что закон о государственном финансировании не заработает в полную силу с 1 июля уже успела заявить вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроид. По ее словам, сам закон содержит ряд норм со ссылками на необходимые действия других государственных структур - НАПК, Центральной избирательной комиссии и Счетной палаты. И если работа Национального агентства по предотвращению коррупции по проверке финансовой отчетности идет очень медленными темпами, то ЦИК и Счетная палата вообще могут «затормозить» данный вопрос из-за задержки с формированием новых составов этих органов.

В очередь на очищение?

Согласно закону, финансирование от государства на свою уставную деятельность могут получить партии, преодолевшие 5% барьер и получившие места в парламенте, а также те партии, которые на последних парламентских выборах набрали не менее 2% голосов избирателей. То есть, кроме «БПП», «Народного фронта», «Самопомощи», «Батькивщины», «Радикальной партии Олега Ляшко», «Оппозиционного блока», финансирование могут получить ВО «Свобода», «Сильная Украина» Сергея Тигипко, «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко. Потенциально на государственное финансирование могла бы надеяться и Компартия, однако после принятия решения о запрете ее деятельности на территории Украины доля на ее финансирование распределится между остальными партиями.

Эксперты уже сетуют на то, что закон о государственном финансировании партий ставит в неравное положение те политсилы, которые уже достигли определенного электорального результата, и те, которые только собираются впервые в свой избирательный поход или до сих пор не получили 2% голосов на выборах.

Однако в данном пункте нужно сделать очень существенное замечание: государство не спонсирует избирательные кампании политических сил, а только вводит четкий механизм отчетности и финансовой честности партийных структур. А это будет иметь весьма положительный эффект для новых политсил, ведь впоследствии удешевит избирательные кампании. О том, что ситуацию нужно менять, свидетельствуют обнародованные данные так называемой «черной бухгалтерии» «Партии регионов», в которых речь идет о десятках миллионов долларов, потраченных на те или иные нужды партии для достижения своих политических целей. Конечно, происхождение этих денег является коррупционным, даже если осуществлялось на основании добровольных пожертвований спонсоров.

Даже если общественные организации, СМИ и органы государственной власти начнут масштабную информационную кампанию для распространения идей, заложенных в законе, на наведение порядка в партийных финансах уйдет от 5 до 10 лет. Положительный эффект общество ощутит не сразу, впрочем важность такого шага трудно недооценивать.

Во-первых, это снизит до минимума влияние крупного капитала на формирование повестки дня политического процесса. Партии станут более самодостаточными, смогут нанимать профессиональный персонал и экспертов, которые будут помогать в создании законопроектов. Во-вторых, уменьшение влияния денег во время избирательных кампаний увеличит конкуренцию на политическом рынке идей и создаст предпосылки к объединению заинтересованных граждан в сообщества, способные самостоятельно нести новые принципы и идеологемы в политический дискурс. И, наконец, если общество научится контролировать деятельность партий, то со временем сможет очень эффективно держать руку на пульсе всех процессов в государстве, а значит, и контролировать власть.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО