О туристах и террористах. Почему я не боюсь отдыхать в Турции?

Максим Кречетовжурналист, блогер

Взрывы в Стамбуле с одной стороны и внезапное русско-турецкое потепление – с другой поставили в тупик любителей строить прогнозы на туристический сезон. На украинский МИД, впрочем, с его бессмысленными советами не ехать в «опасную Турцию» никто внимания не обратил (ехать на Донбасс, например, там никого не отговаривали). Для сурового украинского туриста гораздо важнее цена вопроса, чем призрачная или вполне реальная опасность: все-таки сказываются два с половиной года существования страны в условиях АТО.

Искренне жаль украинку, погибшую в аэропорту имени Ататюрка в Стамбуле в результате недавней террористической атаки. Возможно, кого-то на время эта трагедия и удержит от поездки в лучший, по мнению автора, город на планете. Но это был не первый теракт в Стамбуле даже за последнее время: 12 января этого года взрыв унес десяток жизней в одной из главных туристических точек города – на площади Султанахмет. Однако тогда не пострадали украинцы, а вот последний теракт именно в воздушных воротах города, миновать которые туристу невозможно, пугает порядочно. Так ехать и Турцию или не ехать? Ехать!

Турецкие туроператоры абсолютно резонно не рассматривают происшествие в аэропорту Стамбула как форс-мажор, дающий право без штрафов отказаться от поездок на юг и юго-запад страны, к морям. Посудите сами: станут ли украинские отельеры возвращать деньги иностранным туристам, отказавшимся ехать в Одессу или в Карпаты из-за войны на востоке Украины? А расстояние между Стамбулом и Антальей ровно такое же, как между Одессой и Донецком, – почти 730 километров.

Так что, во-первых, не поехать в Кемер или Мармарис по уже купленной путевке – это наказать самого себя (как купить талончик и пойти пешком назло кондуктору). Во-вторых, места отдыха в Турции взяты под усиленный контроль, а небольшие тамошние аэропорты – и подавно. Собственно, лежащие на пляже туристы и не являются целью террористов «Исламского государства» или Рабочей партии Курдистана (РПК), которые ведут войну с правительством и президентом Эрдоганом. Хотя тут вот что странно: считается, что Турция тайно поддерживает ИГ в борьбе с режимом Асада в Сирии, тогда как Россия номинально с группировкой борется, но вот в России нет ни одного теракта, зато русские, киргизы и узбеки, завербованные ИГ, едут для теракта в далекий Стамбул, а не в Москву. Но это отдельная тема.

А теперь о «российском факторе» в нынешнем сезоне. «Лафа» заканчивается: скоро пьяные вопли «Тагииил!» снова будут звучать в отелях вдоль турецких побережий. Вождь россиян остался очень доволен тем, как его придворные переводчики подали письмо от турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана – услужливые толмачи перевели сожаление по поводу гибели пилота Су-24 как извинения за сбитый самолет. Сам же Эрдоган накануне «извинений» перед Путиным принял извинения (настоящие, с компенсациями) от Израиля за инцидент 2010 года, когда тамошняя береговая охрана очень жестко (с жертвами с турецкой стороны) пресекла попытку прорвать блокаду Сектора Газа и доставить гуманитарный груз палестинцам. Каждый из президентов в глазах свей нации остался мачо, а прерванное 7 месяцев назад многомиллиардное сотрудничество по указке из Кремля будут стахановскими методами восстанавливать во всех сферах. В частности, Путин прямым текстом благословил россиян снова ехать в Турцию (Крыму опять не повезло – денег теперь и не будет, а велено держаться).

В прежние времена при покупке тура в Турцию за доплату можно было заказать опцию «отель без русских». Половину нынешнего сезона туристы со всего мира наслаждались этой опцией совершенно бесплатно в полупустых отелях, да еще и при сниженных ценах на путевки. Возврат торжествующих над «черножопыми» агрессивных россиян значительно подпортит атмосферу курортов на Средиземном и Эгейском морях. Впрочем, самый отъявленный российский люмпен поехать туда не сможет по экономическим причинам. В соцсетях, правда, преисполненные одновременно злобы и зависти яркие представители русского народа клянутся, что в Турцию не поедут, т. к. сбитый самолет туркам никогда не простят. Но Путина за «широту души» при этом не хаят – в России ведь еще много пустых мест в лагерных бараках ждут клиентов.

Так стоит ли ждать скачка цен из-за наплыва россиян? «Нет», – в один голос отвечают представители турфирм. Во-первых, очень быстро восстановить поток туристов из России не получится по организационным причинам – назначить, например, чартерные рейсы за неделю-две никак не получится. Во-вторых, как выяснилось, российские турфирмы требуют значительных скидок от турок для «промо-туров» россиян – ну как будто это новое для них направление и «первым ласточкам» нужно полететь, посмотреть и подумать, рекомендовать ли друзьям и знакомым поездки в Турцию. Кстати, о том, что в Турцию ехать уже можно и нужно, Владимир Путин заявил тогда, когда еще не развеялся дым от взрывов в стамбульском аэропорту... То есть он точно знает, что русским теракты не грозят, или его настолько не заботит их безопасность?

Позавчера, то есть уже после терактов и призыва к россиянам возвращаться на турецкие курорты, автор этих строк купил путевку в прекрасный отель прямо на берегу моря в городке под Мармарисом. Там отличное место, на голову выше Антальи и Аланьи, и всего-то по 333 доллара с человека за все (перелет, проживание 7 дней и питание по системе «все включено»). Менеджер Людмила, продавшая уже в этом сезоне не один десяток туров, все никак не привыкнет к таким низким ценам. Возможным ростом цен она клиентов не пугает, мотивируя раннее бронирование другим фактором: чем раньше выкупить остающиеся места в отелях, тем меньше шансов, что забронировать их успеют русские. В частности, я на свои даты выкупил последний номер в отеле, а это гарантия, что русских там еще нет.

Отдых именно на юге Турции я задумал еще давно. Если бы не эти планы, то обязательно бы полетел в любимый Стамбул, где я бываю как минимум раз в год, а то и по 4 раза. Хотя бы из солидарности. И мне не страшно. В день теракта я встречал в «Борисполе» подругу из Стамбула, но она летела из другого аэропорта (имени Сабихи Гекчен) и утром. «Значит у Бога на меня еще есть планы», – позже пошутила она. В этой шутке содержится и моя философия: от судьбы не уйдешь, а если не суждено, то и не пропадешь. Есть еще и поговорки о том, как в одну воронку снаряд не падает, но более рационально подумать о статистике. Например, о том, что ежедневно в Украине только в результате ДТП гибнет полтора десятка человек, однако это не заставляет наши дороги опустеть. Тот же авиатранспорт так и остается самым безопасным, а после прокола службы безопасности в аэропорту имени Ататюрка меры этой самой безопасности усилены настолько, что сегодня турецкие аэропорты – едва ли не самые безопасные места в стране.

Количество украинских туристов в Турции возросло в этом году вдвое! Это и потому, что многие (хоть и не все) отказываются ехать отдыхать в оккупированный Крым, и потому, что из-за падения потока туристов из России на 90% снизились цены. Украина и Турция становятся ближе. 5 лет назад, живя и работая в Турции, я подолгу был вынужден объяснять местным, где находится Украина и что мы – не Россия. Теперь уже турки это хорошо понимают. Многим соотечественникам мне тоже приходилось объяснять, что их стереотипы о Турции – это пережитки дремучего советского невежества. Русские для турок – только бизнес. А станем ли мы для турок не только туристами, но и друзьями? Думаю, это зависит и от нашей солидарности с ними в трудную минуту. А пока – хорошего всем отдыха!

Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО