Павел Петренко: как выполняет обещания «министр-долгожитель» украинского правительства

Похоже, что динамика изменений в рейтинге ответственности членов Кабинета министров касается кого угодно, кроме министра юстиции: начиная с первых месяцев работы в 2014 году и по сей день он уверенно находится в пятерке лидеров. По состоянию на 29 июня, имея 62% выполненных обещаний, Павел Петренко занимает второе место в указанном рейтинге и уступает лишь министру молодежи и спорта Игорь Жданову. Дает ли это повод для оптимизма и какую публичную стратегию выбрал Петренко, попыталось исследовать «Слово и Дело».

Одним из лейтмотивов деятельности министра стало реформирование системы государственных услуг и максимальное упрощение процесса их предоставления – именно этого вопроса касается наибольшее количество обещаний Петренко. Так, во исполнение одного из его обязательств в органах государственной регистрации сначала заработали видеокамеры (чтобы граждане могли вычислить наиболее благоприятное время для визита), затем начали создаваться единые центры предоставления административных услуг. Также, работая в этом направлении, Петренко удалось ликвидировать регистрационные службы, ввести электронную заявку на электронную регистрацию права на недвижимое имущество, открыть доступ к реестру имущественных прав и наладить автоматический обмен информацией о регистрации бизнеса между государственными органами. Впрочем, обещания предоставлять все админуслуги в единых региональных центрах и перевести все сервисы Минюста в электронный формат пока имеют статус «в процессе выполнения».

Вторым направлением работы, которое чаще всего комментировал Петренко, стали правовые методы возвращения Крыма или компенсации за его аннексию. Среди выполненных обещаний Петренко в этом направлении – обращение в соответствующие инстанции о возмещении убытков по полуострову и создание специального подразделения с этой целью, судебный иск против России за нарушение прав заключенных в автономии. Также глава Минюста пообещал вводить финансовые санкции в отношении российских компаний, которые присвоили украинское имущество в Крыму (это обещание находится в процессе выполнения).

Многие из публичных обязательств Петренко касаются борьбы с коррупцией. Сюда можно отнести его заявления о разработке пакета законопроектов для усиления ответственности за коррупцию, о создании специализированного антикоррупционного органа для расследования преступлений высокопоставленных чиновников (все – выполнено). Также министр пообещал создать специальный Высший антикоррупционный суд (пока «в процессе») и запустить работу Национального агентства по противодействию коррупции до конца 2015 года. С последним обещанием чиновник не справился.

В ведении Минюста находится и такая чувствительная и одновременно окутанная легендами сфера, как судопроизводство. Конечно, в своей публичной риторике Петренко не мог обойти стороной вопрос украинского судейства. Есть тут у него как выполненные, так и проваленные обязательства. Например, заявление о переаттестации всех судей до конца августа 2014 года так и не было реализовано, зато министру удалось не пустить в Высший Совет юстиции одиозных судей времен Януковича и вовремя подать на рассмотрение парламента проект закона «О восстановлении доверия к судебной системе Украины».

Логическим продолжением реформаторской работы Петренко после судов стали изменения в системе отбывания наказаний. Реформа сети тюрем и их аудит пока не завершились, а вот обещанные улучшения условий для заключенных (конечно, если верить ответу на официальный запрос из Государственной пенитенциарной службы) и проверка учреждений отбывания наказаний на предмет нарушений действительно имели место.

Таким образом, констатируем, что Павел Петренко смог выполнить более половины обещаний, которые он дал сначала в должности народного депутата VII созыва, а затем – министра юстиции, а именно – 62%. В абсолютном измерении это означает, что глава Минюста выполнил 61 обещание из 98. 14 обязательств Петренко провалил, еще 23 – пока выполняются.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО