В изменениях в Конституцию спорным аспектом остается механизм назначения судей.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал эксперт по конституционному праву Александр Москалюк, объясняя, почему есть риск влияния Президента на назначение судей в связи с изменениями в КУ в части правосудия.
«Формальное назначение судьи будет осуществлять Президент. То есть формально после того, как решение принимает Высший совет правосудия, Президент его должен утвердить и подписать указ о назначении. Но в проекте изменений в Конституцию не указано, в течение какого срока это должно произойти», – рассказывает Москалюк.
Поэтому, как пояснил эксперт, возникает спорный момент в данном вопросе.
«Не исключением были ситуации, когда принималось решение о назначении определенного судьи, Президент должен был его подписать, но на подписи в АП этот проект указа мог лежать годами. Возникает вопрос: чем руководствуется Президент, если год или два не подписывает указ, учитывая, что все этапы отбора пройдены?», – анализирует он.
Как отметил эксперт, предлагалось прописать в Конституции, чтобы Президент в течение 10 дней после того, как Высший совет правосудия предлагает кандидатуру, обязан был подписать указ и таким образом можно было бы устранить его влияние, поскольку в таком варианте на самом деле Президент сохраняет влияние.
Добавим, что год назад Президент Украины Петр Порошенко пообещал снять депутатскую и судейскую неприкосновенность.
Как известно, сегодня, 2 июня, Верховная Рада утвердила изменения в Конституцию в части правосудия.