Высшее руководство государства в конце прошлой недели запланировало, что начавшаяся пленарная неделя станет неделей судебной реформы. Венцом реформы должно стать рассмотрение проекта изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия) №3524, который был предварительно одобрен в последние минуты предыдущей сессии 2 февраля.
Законопроектом пересмотрены конституционные полномочия Верховной Рады и Президента в сфере правосудия. Проект определяет основы правового статуса, порядок формирования и деятельности, а также полномочия Высшего совета правосудия (образуется путем реорганизации Высшего совета юстиции). Предложены изменения относительно основ конституционно-правового статуса судьи, в частности: повышены возрастные и профессиональные цензы по отношению к кандидатам на должность судьи, введен конкурсный принцип назначения судьи на должность, пересмотрен правовой статус прокуратуры.
Напомним, что для принятия этого проекта в целом нужно 300 голосов. Учитывая текущую ситуацию в парламенте, перспектив результативного голосования не видно, поэтому к дискуссии о судебной реформы стоит вернуться позже.
Уже традиционно при формировании повестки дня работы парламента спикер немного переоценивает свои организаторские способности и законотворческие возможности народных избранников. Такие просчеты приводят к тому, что парламентарии не успевают рассмотреть все законодательные инициативы в зале, из-за чего рассмотрение остальных документов переносится на следующую неделю. Эта пленарная неделя не стал исключением.
С содержанием некоторых законопроектов мы уже имели возможность ознакомиться. Среди них особого внимания заслуживают достаточно быстро подготовленные ко второму чтению проекты законов, касающиеся исполнительного производства и деятельности частных исполнителей. Откорректированные документы учитывают ряд технических правок, изменений и дополнений, которые в конечном итоге незначительно влияют на первично предложенную законодательную концепцию. Среди них есть такие.
Законопроект №2506-а «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов».
Документ должен прийти на смену действующему закону «О государственной исполнительной службе». Основная идея – внедрение смешанной системы принудительного исполнения решений путем введения института частных исполнителей и модернизация органов государственной исполнительной службы. Проект также меняет подход к обжалованию решений, действий и бездействия субъектов исполнительного производства, внедряет механизм судебного контроля.
Законопроект №2507-а «Об исполнительном производстве», который должен стать новым базовым документом в сфере исполнительного производства.
Документ в значительной степени дублирует принципы и идеи одноименного действующего закона, хотя и пересматривает подход к отдельным этапам исполнительного производства. Все же его основополагающей целью является адаптация существующего законодательства с учетом института частных судебных исполнителей.
Рассматривая законопроекты связанные с правосудием, целесообразно обратить внимание на подготовленный к повторному первому чтению проект закона №3768 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения системы автоматизированного ареста средств в гражданском и хозяйственном судопроизводстве».
Идея документа заключается в защите интересов истца в гражданских и хозяйственных спорах имущественного характера. Нормами проекта предполагается создание и функционирование отдельной автоматизированной электронной системы ареста средств должников на банковских счетах. В конечном итоге такой подход призван сократить бюрократически сложную волокиту наложения ареста, исключить человеческий фактор, а значит – и уменьшить коррупционные риски в этих и смежных процедурах. В комплексе данные меры должны снизить вероятность дальнейшего невыполнения судебного решения путем перевода ответчиком (должником) средств с собственного на другие банковские счета, оформленные на подконтрольных юридически не связанных лиц.
Также на этой неделе в повестку дня внесены пять законопроектов для повторного рассмотрения с предложениями Президента Украины. Все замечания можно свести к двум тезисам: 1) денег нет; 2) оружие будем импортировать только через фирмы-прокладки «Укроборонпрома». Подробнее об этом читайте в нашем предыдущем анализе.
Минутка лоббизма
Несмотря на евроинтеграционное направление, провозглашенное демократическим правительством и не менее демократическим парламентом, повестка дня больше наполнена лоббистскими законопроектами, чем «революционно-евроинтеграционными».
Так, Олег Ляшко по шумок борьбы с оффшорами и блокировки трибуны Рады, решил защитить интересы деревообрабатывающей отрасли. На этой неделе в зал будут вынесены законопроекты №2617 и №2618 о внесении изменений в Таможенный и Налоговый кодексы Украины в части освобождения до 1 января 2017 года от налогообложения ввозной пошлиной, а также налогом на добавленную стоимость деревообрабатывающего оборудования товарной группы 8465 согласно УКТВЭД. Принятие такого законопроекта существенно снизит цену деревообрабатывающего оборудования, которое будет способствовать росту конкурентоспособности деревообрабатывающей отрасли Украины.
Также главный «радикал» страны не забывает и о рынке металлолома. Законопроект №3873 о внесении изменений в Закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» по уменьшению дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке с целью первоочередного обеспечения нужд оборонной промышленности и восстановления объектов инфраструктуры от возглавляемого Ляшко авторского коллектива, вносит изменения, которыми устанавливается нулевая ставка ввозной пошлины на отходы и лом черных металлов. Это будет способствовать удешевлению металлолома для украинских предприятий. Следует отметить, что законопроект не содержит норм о том, что нулевая ставка ввозной пошлины будет применяться только к предприятиям или продукции, что необходимо для обеспечения нужд оборонной промышленности. Также следует обратить внимание, что этот законопроект будет потенциально выгоден олигарху Виктору Пинчуку, заводы которого являются основными потребителями металлолома в Украине.
Народный депутат Нина Южанина и ее законопроект №2971-д «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» призван нивелировать те ограничения, которые были введены 28 декабря 2014 с принятием закона Украины №71- VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)». Он отменит приравнивание регулирования обращения пива к обращению алкогольных напитков.
С одной стороны, это развяжет руки производителям и дистрибьюторам пива и будет способствовать развитию пивной отрасли в Украине. С другой – данный проект закона просто закрепит тот факт, что налоговая реформа в части регулирования обращения пива так и осталась на бумаге.
В случае принятия данного законопроекта, Южаниной и другим народным избранникам, лоббирующим интересы пивной отрасли в парламенте, гарантировано место в «пантеоне святых» производителей пива.
Приватизация
В четверг Верховная Рада попытается сделать очередной шаг к наполнению Госбюджета путем распродажи активов. Проекты законов о внесении изменений в ЗУ о перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации №4594 и о внесении изменений в Закон Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» относительно исключения предприятий топливно-энергетического комплекса из перечня объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации, но могут быть корпоратизированы (№4525), предлагает разрешить приватизацию таких предприятий: ГП институт «Укргипрогазоочистка», «Днипровыбухпром», ГП по внедрению и наладке электронных измерений «Укрэнергоналадкавымирювання», ОАО «Украинская железная дорога».
И если первые три учреждения действительно нуждаются приватизации, поскольку уже несколько лет находятся в состоянии ликвидации, то с «Укрзализныцей» все не так однозначно, и во время голосования по этому вопросу столкнутся бизнес-интересы многих финансово-политических групп, поэтому позитивное голосование может быть обеспечено только путем обещания допустить к лакомому железнодорожному «тортику» всех заинтересованных групп.
Мова калиновая
Вопрос квот и запретов занимает на этой неделе довольно важное место. Поэтому в зал будут внесены проекты законов о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно доли песен государственным языком в музыкальных радиопрограммах и радиопередачах) №3822 и альтернативный к нему №3822-1. И если основной законопроект предлагает установить долю песен на государственном языке на радио не менее 35% от общего времени звучания песен с 6 до 24 часов, то альтернативный проект закона предусматривает распространение требования по языку контента и на телеканалы с параллельным предложением о том, чтобы в промежутке времени с 6.00 до 22.00 доля музыкальных произведений с текстом на государственном языке составляла не менее 70% от общего объема распространенных телерадиоорганизацией музыкальных произведений.
Исходя из того, что №3822 сопровождается агрессивной пиар-компанией, которая цепляет клеймо «агента Кремля» к каждому, кто не поддерживает этот законопроект, то стоит ожидать его принятия под аккомпанемент перфомансов от профессиональных патриотов
Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно ограничения использования медийной продукции государства-агрессора №4303 имеет целью фактически запретить гастроли российских исполнителей в Украине, ведь одним из требований к гастролеру должна быть подача заявления об осуждении оккупации территории Украины. Это де-факто ставит крест на возможности нормально работать в России. Исходя из того, что рынок РФ в разы больше украинского, и ни один артист в здравом уме не будет жертвовать своим заработком ради страны, где Президент имеет оффшоры и работающие фабрики на территории оккупанта, мы вскоре можем стать свидетелями пустых концертных залов и разрушения рынка . Но шансы на то, что этот проект Закона будет принят в действующей редакции, довольно незначительны.
Блок налоговой политики
19 мая Верховная Рада приняла за основу правительственный законопроект №4542 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно освобождения от налогообложения пенсий». Как видно из названия, документ освобождает от налогообложения пенсии всех категорий граждан. Считается, что такой подход был бы рациональным и социально справедливым. Однако народные избранники на этом не остановились и решили доработать законодательную идею. Речь идет об отмене налогообложения пенсий работающих пенсионеров, а также желании сохранить налогообложение сверхвысоких пенсий. Сейчас отмечается, что документ доработан по сокращенной процедуре и подготовлен ко второму чтению.
Ко второму чтению подготовлен и принятый днем ранее за основу законопроект №2297 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания благоприятных условий для внедрения благотворительных текстовых сообщений».
Напомним, что документ на голосование выносился с рядом поправок, которые зачитывались с голоса. Предложенные законопроектом изменения касаются развития благотворительности путем законодательного урегулирования отдельных вопросов аккумулирования пожертвований, которые осуществляются с помощью электронных устройств. В данном случае речь идет о правовом определения инструмента сбора благотворительных пожертвований через sms-сообщения. Предусматривается освобождение таких sms от налогообложения, что должно направить на благотворительность всю заявленную абонентом сумму средств. Кстати, «Украинский форум благотворителей» предоставил достаточно критические замечания к данному законопроекту, считая более удачным альтернативный законопроект – №2297-1. Надеемся, недостатки основного документа будут устранены в его окончательном варианте, и в зал парламента поступит оптимальный документ, который будет устраивать все стороны взаимоотношений в данной сфере.
Однако, ни окончательные тексты законопроектов №4542 и 2297, ни сравнительные таблицы к ним ко второму чтению на официальном сайте Рады до сих пор не опубликованы. Что, собственно говоря, будут обсуждать депутаты, и в каком виде в конце концов документы будут поставлены на голосование, пока остается загадкой.
Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, аналитическая группа «Левиафан»