Старые реформы нового Кабмина: какие изменения подготовили в правительстве?

Александр Радчукполитолог

Лучшие результаты украинские политики демонстрируют в двух видах деятельности: войнах компроматов и планировании. За последние два года после событий Революции Достоинства граждане Украины успели услышать уже не одну стратегию по реформированию государства чуть ли не от каждого уважающего себя политика.

Два предыдущих правительства Арсения Яценюка планировали свою реформаторскую деятельность на основе коалиционного соглашения и на соблюдении плана по выполнению подписанного Соглашения об ассоциации с ЕС.

Новый Кабмин Гройсмана также задекларировал верность курсу на евроинтеграцию. Кроме того, переформатирование большинства в парламенте хоть и произошло, формально две крупнейшие фракции – «БПП» и «Народный фронт», которые формируют коалицию, решили не менять основных программных целей, определенных в коалиционном соглашении образца ноября 2014 года. Правда, в конце прошлой недели новый премьер-министр, как и обещал, представил «Проект плана приоритетных действий правительства на 2016 год». Именно на основе этого документа и планируют менять страну следующие 7 месяцев.

Что нового?

Следует отметить очень удачный тактический ход нового руководства Кабмина: программа действий была представлена после того, как было объявлено о непопулярном шаге со значительным повышением цен на тарифы для населения. Таким образом, Владимир Гройсман несколько ослабил информационный удар на своих министров, предоставив временной люфт для аудита деятельности предшественников и создание собственной программы изменений.

К тому же, подобным непопулярным шагом была достигнута и другая важная для всей страны цель – продолжение сотрудничества с Международным валютным фондом. Удастся ли уже осенью правительству держать удар после того, как граждане получат новые платежки? Очень уместный вопрос. Впрочем, к тому времени есть по крайней мере 5-6 месяцев, которые в Кабмине при желании могут провести с пользой для улучшения дел в стране и укрепления собственных позиций.

Сами украинцы нетерпеливы к изменениям и хотят видеть их результаты как можно скорее. В новом правительстве оптимистично относятся к собственным возможностям и намекают на то, что пик экономического падения Украина уже прошла. Так, согласно исследованию влиятельного американского агентства Bloomberg, по итогам первого квартала рост ВВП Украины впервые после значительного падения за последние 2 года может составить 1%.

Новое правительство планирует сконцентрироваться на 5 направлениях и определил 79 экономических задач. Согласно тексту документа, новый Кабмин планирует «обеспечить национальную безопасность, макроэкономическую стабильность, создать благоприятный бизнес-климат, установить верховенство права и противодействовать коррупции, повысить качество государственного управления».

Так, для достижения макроэкономической стабилизации планируется реформировать систему управления государственными финансами, наконец-то осуществить пенсионную реформу, ввести адресную систему социальной поддержки. Чтобы улучшить бизнес-климат планируется провести налоговую реформу и реформу администрирования налогов. «При этом особое внимание будет уделено реформе налоговых и таможенных органов, которые чаще всего из всех государственных органов сталкиваются с бизнесом и часто становятся объектом его нареканий», – говорится в документе.

К слову, министр финансов Александр Данилюк уже несколько раз высказывал мнение по поводу ликвидации Налоговой полиции, а саму структуру Государственной фискальной службы планирует сократить в 3 раза. «Служба раздута и сама потребляет много ресурсов. Служба должна быть в три раза меньше», - отметил министр. Впрочем, пока конкретных шагов по данному вопросу обнародовано не было.

Кроме того, в правительстве готовятся к масштабной приватизации и реформированию государственных предприятий. Похоже, что данная тема станет одним из главных приоритетов в улучшении бизнес-климата: по крайней мере, за счет приватизации правительство надеется «привлечь такие необходимые для нее иностранные инвестиции, которые позволят нам реструктуризировать и модернизировать нашу экономику». К слову, приватизация не коснется стратегически важных государственных предприятий, деятельность которых планируют просто реформировать.

Еще несколько важных реформ, к которым активно готовятся в Кабмине Гройсмана, - мероприятия по дерегуляции и улучшению инвестиционного климата, проведению земельной реформы, реформированию энергетического сектора.

Важные новации обнародованного проекта по плану действий правительства - определение конкретных направлений и необходимых шагов для их внедрения. Также определены ответственные и оценочные сроки выполнения поставленных задач. Впрочем, здесь стоит отметить, что конкретных фамилий исполнителей в программе действий нет, определены лишь ответственные министерства и ведомства. То же и со сроками – они так же указаны довольно «размыто»: «первое полугодие», «3-й квартал», «в течение года».

По тропинке предшественников

Один из позитивов проекта плана действий правительства заключается в том, что Владимир Гройсман впервые в украинской новейшей истории обратился к профильным общественным организациям внести свои предложения и поправки к документу и передать их на рассмотрение Кабмина. Подобная транспарентность, впрочем, не вызвала слишком большого оптимизма, ведь эксперты уже тщательно раскритиковали представленный план действий.

Так, политолог и общественный активист Виктор Андрусив в своих оценках самого плана действий правительства считает необходимым определить мотивацию и способность его выполнять, а также прописать ответственность за его невыполнение. «Поэтому единственным планом, который имеет перспективы в Украине, является меморандум с МВФ. Здесь и мотивация, и ресурсы, и ответственность (в виде отказа от следующих траншей)», – считает эксперт.

Значительно шире выглядит критика экспертов реальности введения экономического и социального блока реформ, представленных в плане действий. «Я не увидел ответа на четыре вопроса: что мы решаем с мопонолизацией, как мы запускаем кредитование по приемлемым ставкам, откуда мы берем деньги (инвестиции) для экономического роста и как мы сокращаем налоговую нагрузку на экономику. Этого в программе нет. Куча обещаний, которые переписываются из одной программы в другую в течение нескольких правительств. Особенно порадовало обещание сократить Налоговую инспекцию и Налоговую полицию. В последний раз это нам обещала Яресько, после чего террор этой саранчи увеличился в разы», - отметил политический эксперт Тарас Загородний.

Еще более пессимистично относительно предусмотренных в программе шагов по запуску экономического роста высказался экономист Борис Кушнирук. По его мнению, в плане действий не предусмотрено проведение налоговой реформы, а также ряда других, не менее важных шагов по уменьшению давления на Бюджет со стороны растущих социальных выплат.

«Провозглашение хотя бы на уровне осознания необходимости снижения фискального процента ВВП как одного из приоритетов налоговой и бюджетной политики нет. Очевидные шаги по формированию открытого единого общегосударственного электронного реестра получателей социальных льгот осуществлять не планируется. Проводить кардинальную реформу тотально коррумпированной и неэффективной системы социального страхования делать не желают. Осознание, что в существующем виде солидарная пенсионная система безнадежна, отсутствует», - констатирует Кушнирук.

При этом ни один из экспертов не считает документ безнадежным и подчеркивают необходимость его доработки. Кроме того, важными замечаниями к обнародованному Плану действий являются отсутствие прописанных взаимосвязей между министерствами и взаимодействия с парламентом, без которого каждая из правительственных инициатив не сможет быть реализована. «Отдельным пунктом стоит вынести слабую стратегию коммуницирования правительства с народом. Правительство должно правильно выбирать коммуникационные каналы для того, чтобы объяснить простым украинцам, что и для чего делается Кабмином. Необходимо правильно выбрать форму и содержание своих месседжей», – считает председатель Центра «Эйдос» Виктор Таран.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО