Почти каждая пленарная неделя Верховной Рады, во время которой народные депутаты якобы должны демонстрировать наиболее плодотворную работу по принятию новых законов, завершается еще одним дополнительным выходным. Пустой сессионный зал парламента в послеобеденное время пятницы пленарной недели уже стал своеобразной традицией «интенсивной работы» народных избранников.
Среди всех негативных явлений, которые концентрирует на себе Верховная Рада, меньше всего удивления у рядового украинца вызывает отсутствие желания у большинства нардепов работать на благо общества. Общеизвестно: народный депутат – это не просто избранный представитель народа, это еще и выразитель интересов определенной политической силы, финансово-промышленной группы или подпольный бизнесмен. А поскольку нардеп – человек крайне занятой, такие мелочи, как посещение парламента и голосование за законы, большинство из них не считают приоритетными задачами. К тому же, существенного наказания за такое поведение в Конституции и регламенте парламента не предусмотрено. Поэтому единственным возможным способом контроля в подобной ситуации является процесс выборов.
Подобное положение вещей ведет к неуклонному увеличению недоверия общества к институту парламентаризма. К тому же, девальвирует сам принцип работы представительного органа власти: избиратели готовы избирать депутатов в Раду за гречку, деньги, отремонтированные подъезды и благоустроенные парки, ведь знают, что во время своей каденции нардеп в парламенте будет заниматься своими делами, а вовсе не представлять их интересы.
Последние социологические опросы показывают крайне низкий уровень доверия граждан ко всем институтам власти. Верховная Рада – в лидерах недоверия. Так, по данным исследования центра SOCIS, проведенного в апреле 2016 года, только 0,7% опрошенных доверяют действиям парламента. Скорее доверяют – 8,4%, а не доверяют парламенту – 90%. При этом самый низкий уровень поддержки законодательного органа – в столице и среди опрошенных респондентов южных регионов Украины, где этот показатель равен нулю.
Украинцы уже привыкли к антирейтингам СМИ и общественных организаций, основными действующими лицами которых являются именно народные депутаты. Среди наиболее часто упоминаемых – рейтинги «прогульщиков» и «кнопкодавов». При этом журналисты и общественные активисты фиксируют не только нежелание народных избранников участвовать в пленарных заседаниях, но и в целом в любой законодательной работе.
Изменить ситуацию взялся новый спикер Верховной Рады Андрей Парубий. Недавно он объявил о намерении полностью реформировать работу парламента, а также внести изменения в законодательство, усиливающие дисциплинарную ответственность народных депутатов. Но удастся ли ему воплотить хотя бы часть из запланированного?
В полурасслабленном режиме
Действительно, инициативу переформатировать деятельность законодательного органа можно только приветствовать. Полурасслабленный режим, в котором привыкли работать нардепы в то время, когда страна нуждается в системных изменениях, только повышает градус общественного напряжения и недоверия к Верховной Раде.
Так, несмотря на то, что народные депутаты по календарному плану должны работать не только в сессионном зале, а также в комитетах и округах, они всевозможными ухищрениями пытаются уменьшить количество рабочих дней. Например, эксперты подсчитали, что во время пленарной недели, профильные комитеты проводят наибольшее количество заседаний, хотя для этого специально отведено целых полмесяца. К тому же, сама посещаемость комитетов в среднем составляет около 74%: некоторые народные избранники принимали участие всего в нескольких заседаниях своего комитета.
Декларируя свою депутатскую занятость во время недели работы в комитетах, парламентарии часто занимаются собственными делами (в том числе связанные и с бизнес-интересами), либо откровенно погружаются в политическую активность.
По мнению спикера парламента Андрей Парубия, изменить ситуацию смогут соответствующие изменения в закон «О регламенте Верховной Рады». Подобный законопроект разрабатывается и будет внесен на рассмотрение парламента в ближайшее время.
В частности, председатель ВР предлагает увеличить количество пленарных недель с 2 до 3. Традиционный «час правительства» предлагается расширить до 3-часовых дебатов между нардепами и чиновниками и перенести эту процедуру с пятницы на понедельник. Тогда как вторник и четверг Парубий предлагает сделать полностью пленарными, только с 2-часовым перерывом между утренним и вечерним заседаниями. В среду нардепы будут целый день работать в комитетах, который в 16:00 предлагается завершать заседанием новосозданного органа – Совета глав комитетов. Именно на основе наработок этого органа предлагается формировать основу для предложений повестки дня парламента. Чтобы не расслабляться, спикер предлагает проводить согласительный совет фракций не по понедельникам, а в конце недели – в традиционно «выходную» для парламентариев пятницу.
Предложенные спикером новации действительно революционны. Так, неделя работы в комитетах фактически ликвидируется, график работы депутатов становится более плотным и напряженным. Народные избранники две недели подряд должны активно сочетать законотворческую работу и в комитетах, и в сессионном зале парламента. Сохраняется только третья, традиционная пока что неделя для работы нардепов в округах.
Еще одно изменение в работе парламента будет касаться «фильтрации» законопроектов. Предлагается, чтобы законопроекты получали выводы и «визу» от трех комитетов: бюджетного, по вопросам борьбы с коррупцией, по вопросам евроинтеграции. В комитетах должны определить уровень «популистичности» законопроекта, его соответствия евроинтеграционным стремлениям и просчитать уровень коррупционных рисков. «Это позволит нам добиться того, что законопроект, который входит на рассмотрение в зал, должен пройти достаточно серьезное профильное обсуждение и достаточно основательные обработки на этапе подготовки ко вхождению в пленарную неделю», – пояснил логику предложенных изменений Андрей Парубий.
Только кнутом
Еще один вызов, который во что бы то ни стало необходимо преодолеть для эффективной работы парламента, – это заставить народных депутатов работать. С этим могут возникнуть наибольшие трудности. Чтобы решить данный вопрос, спикер предлагает штрафовать нардепов, которые отсутствовали на работе без уважительных причин.
Однако сами депутаты заранее обрекли такую идею на провал. Причина – в отсутствии эффективной системы мониторинга присутствия депутата на рабочем месте. «Спикер ВР предложил штрафовать тех, кто отсутствовал в зале. А как он будет решать, кто отсутствует, а кто был? Руководство ВР хочет делать это в соответствии с электронной регистрацией. Но, как мы видим, согласно электронной регистрации, депутаты все в зале. А вот согласно письменной регистрации, большинство из них отсутствуют», – отметил на своей странице в Facebook внефракционный нардеп Борислав Береза. Кроме того, по его словам, в каждой фракции есть человек, который централизованно отвечает за процесс электронной регистрации нардепов. Единственный выход из данной ситуации – ввести полностью письменную регистрацию народных избранников, по которой их присутствие на работе будет подтверждаться личной подписью.
Еще в декабре прошлого года Президент Петр Порошенко предлагал пойти еще дальше. Тогда он обратился к председателю Верховной Рады с предложением рассмотреть возможность досрочно лишать мандатов тех народных избранников, которые без уважительных причин пропустили 3 пленарных заседания парламента.
Барьером на пути подобным инициативам является длительный и сложный процесс изменений в Конституцию. Фактически именно это делает невозможным создание процедуры лишения депутатского мандата за прогулы, ведь для этого нужно будет согласие большинства нардепов. Вряд ли они в этом заинтересованы.
Пока что, по мнению большинства экспертов, самым эффективным методом воздействия на посещаемость нардепов является максимальная публичность их деятельности. То есть нужно ввести обязательную телетрансляцию в режиме онлайн всех комитетов и на законодательном уровне утвердить подобные инициативы.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»