Длительная дискуссия насчет назначения очередного премьер-министра и нового состава Кабмина все больше обесценивает сам процесс реформ в стране. По этому поводу остроумные украинцы неугомонно шутят: мол, на Банковой «спешили» назначить новый состав правительства, чтобы граждане не успели заметить, что страна и без «реформаторов» может спокойно работать.
Лидеры «БПП» и «Народного фронта» откровенно заигрались в «коалициаду» и «премьериаду». Пытаясь выторговать как можно лучшие условия под себя, они и не заметили, как растеряли остатки доверия украинцев.
Согласно данным февральского опроса граждан социологической группой «Рейтинг», обнародованных на прошлой неделе, ни один (!) респондент не высказал абсолютной поддержки деятельности Верховной Рады. Такое обесценивание института парламентаризма свидетельствует только об одном: украинцы запутались в хитросплетениях и политических игрищах нардепов, их формальных и неформальных кураторов, и совсем не доверяют законодательному органу страны. А это так или иначе свидетельствует о приближении внеочередных парламентских выборов, как бы политики не пытались «склеить» коалицию в нынешнем составе ВР.
Фактически, такая же ситуация и с отставленным правительством Арсения Яценюка. Деятельности последнего на посту премьер-министра абсолютную поддержку выразил всего 1% опрошенных. Не менее тревожные звоночки социологи фиксируют для Президента и его команды: так, полностью поддерживают деятельность Петра Порошенко на посту главы государства 2% опрошенных, такие же показатели и у новоназначенного главы Кабмина Владимира Гройсмана.
Что делать новому правительству, чтобы изменить ситуацию? Согласно тем же данным соцопросов, стоит особое внимание обратить на растущий уровень депрессии и апатии. 76% считают, что дела в стране идут в неправильном направлении. А у 88% населения ухудшилось экономическое положение. И только 11% украинцев верят в улучшение экономической ситуации. Главный вопрос для нового Кабмина: есть ли у него оптимальное видение осуществления экономических реформ? Ведь в нынешней ситуации кредит доверия к новоиспеченным чиновников будет измеряться даже не месяцами, а неделями.
Баланс на трех
Длительные переговоры по определению формата нового правительства связаны с неожиданным желанием экс-спикера Владимира Гройсмана осуществить собственный политический маневр. И хотя подобный шаг бывшего мэра Винницы можно скорее воспринимать как сильную позицию в переговорах, что может свидетельствовать о его желании быть самостоятельным политическим игроком, равновесия новому правительству подобные тенденции не добавят.
Новый состав Кабмина - это результат переговоров сразу трех сторон за распределение определенных политических дивидендов. С одной стороны, договаривались два партнера по коалиции - «Народный фронт» и «БПП», с другой - Владимир Гройсман, который принимал «в наследство» не слишком успешный задел двухлетней работы правительства Арсения Яценюка, и в то же время должен был стать удобным исполнителем в глазах Банковой. Понятно, что соратник Петра Порошенко имел все основания надеяться на свою квоту в правительстве, ведь именно он сейчас больше всего рискует своей политической карьерой.
Одно из первых обещаний нового премьер-министра – ускорить проведение реформ – будет действительно ключевым для достижения определенных политических успехов и для него, и для Президента. Времени у Гройсмана мало. А вот препятствий для внедрения реформ более чем достаточно.
Прежде всего, в свою собственную игру будут играть министры по квоте «НФ». А их осталось более чем достаточно: начиная от главы МВД, Минюста, Минмолодежи и спорта и вице-премьера Вячеслава Кириленко, которые остались в наследство от предыдущего правительства, заканчивая министром инфраструктуры, министром экологии, министром образования.
О том, что с реформами новому главе правительства будет непросто, свидетельствует не только тот факт, что несколько ключевых министров остались на своих должностях и в нынешнем Кабмине, но и рекордное количество вице-премьеров - их аж шесть. Такое количество новых должностей является еще одним косвенным свидетельством того, что правительство формировалось именно на балансе 3-х позиций. То есть, должностей на всех не хватало. Как известно, решение правительства принимаются коллегиально, поэтому Владимиру Гройсману просто необходимо было иметь свой «блокирующий пакет» среди новых членов Кабмина.
Еще один минус нынешнего правительства - кулуарные переговоры по его созданию. С одной стороны, должности министров заняли чиновники, которые мало чем запомнились украинцам в публичной политике. То есть существует надежда, что эти люди вряд ли будут работать только на собственный имидж и электоральные перспективы. С другой стороны, такая «непубличность» свидетельствует о четкой подотчетности определенным группам влияния, которые принимали участие в формировании нового состава правительства.
Четко наблюдается тренд, что в случае успеха в проведении реформ этим попытаются воспользоваться и в команде Президента, и отдельно - сам Владимир Гройсман. В случае же провала наименьшие имиджевые потери понесет именно «Народный фронт»: «мол, очень хотели снять нашего премьер-министра - нате, получайте худшего». Очевидно, серьезные репутационные потери будет нести Президент, ведь именно с его командой большинство украинцев связывают фигуру бывшего мэра Винницы.
В результате получаем очень осложненную трехуровневую систему принятия решений, которая не всегда будет работать слаженно. Удастся ли решить все противоречия новому главе Кабмина и укротить строптивый и неоднородный состав правительства - покажет время. Так же, как и его личные амбиции. Кроме того, нас ожидают и интересные наблюдения за действиями Президента, которые на самом деле продемонстрируют его качества как лидера нации.
Правительство и МВФ
На самом деле, первым серьезным испытанием для правительства Владимира Гройсмана будет налаживание контактов с Международным валютным фондом. В США и Европе с пониманием, но с нескрываемым разочарованием наблюдали за коалиционной суетой и формированием нового правительства, которые длились почти 4 последних месяца. Именно с этим связана значительная задержка с предоставлением очередного транша МВФ.
Еще одна сложность в налаживании отношений - отсутствие на должности понятного для Запада гаранта в переговорах – экс-министра финансов Натальи Яресько. Сейчас всю полноту ответственности за переговорный процесс будет нести Администрация Президента, ведь именно оттуда исходила креатура нового главы Минфина - Александра Данилюка. Он был заместителем главы АП и представителем Президента в Кабмине. Справится ли он с новыми вызовами уже в правительстве Владимира Гройсмана в должности министра финансов - вопрос более чем актуальный.
Кстати, одним из первых шагов Кабмина на выполнение условий получения транша от МВФ станет повышение тарифов на газ до уровня рыночных. Об этом напомнила сама экс-министр финансов Наталья Яресько во время своего последнего выступления в Вашингтоне. «Это критически важно. Риск популизма еще очень высок и в этом опасность. Только в случае полной имплементации программы МВФ мы можем восстановить доверие и уверенность не только наших международных партнеров, но и бизнес-сообщества», - убеждена Яресько.
Пока и Президент, и новый глава правительства демонстрируют единство в переговорах с США и ЕС. В частности, вице-президент Джо Байден уже поздравил премьер-министра по случаю его избрания, а также с новым Кабинетом министров и программой работы правительства. В США отметили необходимость форсированных темпов в проведении реформ, отметив, что надеются на четкое соблюдение новым правительством предварительно согласованных требований с МВФ. В то же время Петр Порошенко также провел телефонный разговор с Джо Байденом, непосредственным предметом которого были договоренности о возможностях предоставления третьего транша кредитных гарантий в размере 1 млрд. долларов США. Что ж, похоже, что теперь на Западе еще более тщательно будут наблюдать за ходом реформ и уж точно ассоциировать и достижения, и провалы не только с правительством, но и с фигурой нынешнего Президента.
План действий или импровизация?
Не менее пикантным вопросом стало принятие программы действий нового правительства. После пакетного голосования об отставке Арсения Яценюка и назначении на его место Владимира Гройсмана нардепы дважды подряд не смогли принять новую программу Кабмина. Некоторые из них позже в кулуарах парламента признавались, что народным депутатам эта программа даже не была предоставлена для рассмотрения. Другие нардепы из фракции «БПП» оправдывались, мол, программой правительства является коалиционное соглашение, под которым нардепы-участники большинства подписались еще в конце 2014 года.
На самом деле, с документом «Программа деятельности Кабинета министров» можно было ознакомиться накануне заседания парламента, и в его преамбуле действительно говорится о том, что он основан на том перечне мероприятий и реформ, которые были провозглашены в коалиционном соглашении. То есть в документе на 12 страницах фактически речь идет о тех же задачах, которые Верховная Рада ставила себе еще 2 года назад. Правда, более широко расписаны изменения в налоговой системе, реформе сельского хозяйства и блок безопасности.
Представители оппозиции уже указали на недопустимость такого подхода, ведь Программа действий Кабмина должна быть сначала рассмотрена на заседании правительства, где каждое министерство предложит свой перечень необходимых реформ и шаги по их реализации. Впрочем, такие «формальности» не слишком смутили нового главу правительства. Владимир Гройсман подчеркнул, что более подробная программа правительства будет предложена на рассмотрение парламента уже через месяц. К тому же, он уверен в довольно оптимистичных сроках ее реализации: Гройсман рассчитывает на годовой иммунитет отставки нынешнего Кабмина, что позволит успешно осуществить все задуманное. «Мы будем руководствоваться базовыми документами - Стратегией-2020 и коалиционным соглашением 2014 года, Соглашением об ассоциации Украина-ЕС, Планом законодательного обеспечения реформ, международными договорами. Мы берем на себя обязательства в течение месяца разработать совместно с нардепами антикризисный план, который помесячно определит, что нам делать до конца года», - подчеркнул премьер-министр.
Поэтому пока Владимир Гройсман надеется на длительную «раскачку», которая позволит ему войти в положение дел и наладить управление процессами. Впрочем, времени у нового Кабмина крайне мало: реформы или хотя быстрый эффект от изменений общество ожидает почувствовать уже в кратчайшие сроки. Это еще один вызов для всей власти и нынешних политических элит. Вряд ли у подобной сложной ситуации найдется простое решение, которое устроит всех - политиков, олигархов и народ.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»