Итоги «премьериады» и перестановки в силовом блоке: обзор главных событий недели

Виктор Трегубовжурналист, блогер

Главной темой недели во внутриукраинской политике стали многочисленные попытки наконец сформировать коалицию и правительство. Кажется, за всем этим депутаты сильно выпали из общей повестки страны. Остается надеяться, что они быстро в нее вернутся: как ни странно, делаются в ней вещи и поважнее дележа власти.

Например, оккупанты в Крыму пытаются запретить Меджлис, что уже окончательно попахивает этнической чисткой. Но давайте по порядку.

Правительство и парламент

Я не буду утруждать вас изложением всех коалиционных торгов. Остановимся на том, к чему пришли.

Коалиция формально сформирована из «БПП», «Народного фронта» и примкнувших к ним «фрилансеров» – с минимальным запасом. На практике, учитывая проблемы с посещаемостью, это означает, что в своей работоспособности большинство зависит от депутатских групп «Видродження» и «Воля народу».

Все это довольно грустно. Поскольку сам способ формирования коалиции (как формальной, так и реальной) подразумевает, что Банковая вынуждена была обратиться за помощью к ряду олигархических групп. Следовательно, что-то было отдано им на откуп. Следовательно, ширится список «неприкасаемых» схем и объектов, «доящихся» по квотам. Понятно, что альтернативой были перевыборы, грозящие теми же, только слегка ухудшенными раскладами плюс задержка с кредитной помощью от зарубежных партнеров. Но все равно печально.

Зато теперь есть Кабмин. Напомним список:

премьер-министрВладимир Гройсман;

первый вице-премьер-министр – министр экономического развития и торговлиСтепан Кубив;

вице-премьер-министрВячеслав Кириленко;

вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и ЖКХГеннадий Зубко;

вице-премьер-министрПавел Розенко;

вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграцииИванна Климпуш-Цинцадзе;

вице-премьер-министрВладимир Кистион;

министр финансовАлександр Данилюк;

министр обороныСтепан Полторак;

министр иностранных делПавел Климкин;

министр юстицииПавел Петренко;

министр внутренних делАрсен Аваков;

министр информационной политикиЮрий Стець;

министр образования и наукиЛилия Гриневич;

министр социальной политикиАндрей Рева;

министр экологии и природных ресурсовОстап Семерак;

министр аграрной политики и продовольствияТарас Кутовый;

министр инфраструктурыВладимир Омелян;

министр молодежи и спортаИгорь Жданов;

министр по вопросам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лицВадим Черныш;

министр энергетики и угольной промышленностиИгорь Насалик;

министр КабминаАлександр Саенко;

министр культурыЕвгений Нищук.

Те, кто ожидали увидеть в этом списке технократов, разочарованы: людей, воспринимавшихся как таковых, как раз стало даже меньше в сравнении с предыдущим составом Кабмина. Владимир Омелян на Мининфраструктуры, Климпуш-Цинцадзе на евроинтеграционного вице-премьера – это, конечно, замечательно, но как-то маловато. «Квотные»? Их есть. Ожидать от такого правительства очищения страны, наверное, было бы наивно. Впрочем, противоположную позицию тоже занимать не стоит: на частичное реформирование наиболее плачевных сфер государственного управления под чутким руководством зарубежных партнеров у этих людей должно хватить как ресурса, так и, поговаривают, желания.

Показательно, впрочем, что на одну из самых проблемных сфер – здравоохранения – министра так и не назначили. Вообще создается впечатление, что в ряде случаев это правительство подбирали по принципу «ну хоть кто-нибудь согласиться?!». Несколько позиций уже не казались такими привлекательными, как раньше: риски велики, свободы для маневра мало.

Интересна личность нового премьера. С одной стороны, Владимира Гройсмана чуть ли не в глаза называли то «правой рукой» Президента, то марионеткой на этой руке. С другой – так в свое время говорили о Турчинове относительно Тимошенко. Несколькими последними заявлениями – первым отказом от премьерства и гордым «Я вам покажу, что такое управление государством!», экс-мэр Винницы как бы сделал заявку на самостоятельность. Посмотрим.

Равно как и посмотрим на то, какой спикер выйдет из Андрея Парубия. Мало кто будет спорить, что задатки у него есть.

Саакашвили и Ко и отставка Стоянова

Тем временем команда, условным лидером которой можно считать одесского губернатора Михеила Саакашвили, продолжает конфликт с «центром». Основным предметом спора и на этот раз стали коррупционные подозрения. Так, сам Саакашвили поддержал украинско-швейцарскую компанию Risoil в ее конфликте с СБУ и ГПУ (компанию обвиняют в попытках поставок грузов в оккупированный Крым, что в самой компании опровергают). По мнению Саакашвили, действия силовиков вызваны подкупом со стороны конкурентов компании.

А глава Одесской таможни Юлия Марушевская раскритиковала собственного шефа, руководителя Государственной фискальной службы Романа Насирова. Тот-де без всякого обсуждения назначил ее заместителем ставленника Геннадия Романенко, аффилированного с прошлой «бело-голубой» властью. Марушевская даже призвала Гройсмана уволить Насирова. Выступив в поддержку Юлии, Саакашвили заявил, что вместо этого Насиров может уволить саму Марушевскую.

Тем временем одесская общественность отпраздновала победу: назначенный вместо недавно уволенного Давида Сакварелидзе прокурор Одесской области Николай Стоянов на своем месте не засиделся и был уволен. Этого просил в своем письме к временному руководству ГПУ даже Президент Украины, мотивируя это тем, что Стоянов должен подпадать под закон об очистке власти (люстрации) из-за его деятельности в годы правления Виктора Януковича. Ранее Стоянова обвиняли в коррупции, а также в сомнительном закрытии дела против его друга, экс-нардепа Игоря Маркова – человека с уголовным прошлым и просепаратистскими взглядами.

Дело Касько

Продолжается суд над экс-заместителем генпрокурора Виталием Касько. Последний, напомним, обвиняется в незаконной приватизации нескольких служебных квартир в 2006 и 2010 годах. Возбуждено в общей сложности пять производств. На неделе суд отказался арестовать Касько, отпустив его под личное обязательство. Сам Касько считает возбужденные против него дела расправой коллег за попытки побороть коррумпированные кланы в прокуратуре – в частности, в рамках нашумевшего дела о «бриллиантовых прокурорах».

Запрет Меджлиса

Оккупационная «прокуратура» Крыма приняла решение о приостановке деятельности Меджлиса крымскотатарского народа. Последний обвиняется «в экстремизме» - рассматривается дело о его полном запрете. Этот шаг уже вызвал гневную реакцию Совета Европы. Его генсек Торнбйорн Янгланд распространил заявление, согласно которому СЕ будет считать такие шаги дискриминацией крымских татар по национальному признаку.

Мэр-взяточник Момот

Странные вещи происходят в Вышгороде Киевской области. СБУ отрапортовала о задержании местного мэра, представителя «Воли народа» Алексея Момота. Спецслужба утверждает, что мэр требовал 1 млн евро от представителя одной из строительных компаний за сохранение договора на аренду земельного участка, а также за отсутствие препятствий во время застройки микрорайона. Однако мэра неожиданно поддержало заметное число горожан – как в соцсетях, так и на улицах. По мнению его сторонников, дело сфабриковано, а на мэра, напротив, давят из-за разногласий с влиятельными застройщиками.

Отставка главы ВМС Украины

О том, что главу Военно-морских сил Украины, вице-адмирала Сергея Гайдука будут увольнять, слух прошел еще недели две тому. И вот, на этой неделе он подтвердился указом Президента. Официальное объяснение – недостаточный авторитет и системные недостатки в исполнении служебных обязанностей. Скандал вокруг Гайдука длится уже несколько месяцев: отдельные офицеры, волонтеры и общественные активисты обвиняли его как в саботаже реформы флота, так и в возможных связях со спецслужбами РФ, ссылаясь на проживание его дочери в оккупированном Севастополе и (по их версии) ее браке с сотрудником ФСБ.

Ситуация на Донбассе

Горячими точками остаются окрестности Авдеевки и Докучаевска, где не прекращаются обстрелы и попытки штурмов. В первом случае террористов очень беспокоит факт огневого контроля украинских войск над Ясиноватской развязкой, во втором – то, что контролируемый ими город находится в полукольце украинских сил. Активные попытки выбить украинские войска из авдеевской промзоны и высот вокруг Докучаевска пока что приводят лишь к серьезным потерям у самих террористов: в обоих случаях ВСУ удалось занять позиции, штурмовать которые в разы сложнее, чем удерживать.

Виктор Трегубов, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО