«Гибридное» возвращение Донбасса в Украину: 5 тактических задач Кремля

Александр Радчукполитолог

Последние 2 зимних месяца нового года шаткое перемирие на Донбассе фактически не соблюдается. Боевики выбрали тактику регулярных обстрелов из запрещенного Минскими соглашениями оружия и диверсионных атак на позиции украинских войск. В Генштабе не скрывают: подобный уровень эскалации в последний раз наблюдался летом 2015 года накануне принятия Верховной Радой в первом чтении неоднозначных поправок в Конституцию в части децентрализации.

Несмотря на подобный уровень напряженности и угроз, Россия не решается на открытое вооруженное противостояние. Зато на временно оккупированных территориях Донбасса происходят внутренние конфликты между главарями так называемых «ДНР-ЛНР», в то время как функция управления отрядами боевиков уже окончательно перешла к военным Вооруженных сил РФ.

После того, как мирные переговоры в Минске фактически зашли в тупик, тактика всех сторон договоренностей изменилась. Окончательно убедиться в этом можно будет уже 3 марта во время очередного раунда заседания так называемой «нормандской четверки». Накануне очередных переговоров боевики традиционно усиливают обстрелы. Однако есть существенное отличие в их поведении, что, безусловно, не могло произойти без согласия Кремля: за последние недели наконец сдвинулся с места вопрос обмена пленными. Пока Украина демонстрирует выжидательную позицию, западные партнеры изменили акценты, и активно продвигают идею проведения местных выборов на оккупированной части Донбасса. К чему готовится Россия и произойдут ли долгожданные изменения в мирном урегулировании ситуации на востоке Украины?

«Гибридное» возвращения Донбасса

Предыдущая цель России - любой ценой снять санкции ЕС в отношении собственной экономики. Именно по логике реализации этого плана и будет проходить все дальнейшие изменения в мирном урегулировании событий на Донбассе. Понимая, что изменения в Конституцию придется отложить на дальнейшую перспективу, российские дипломаты задействовали «план Б» - то есть реализацию сценария по легализации местной власти на Донбассе и так называемого «гибридного» возвращения оккупированных территории Донецкой и Луганской областей под контроль украинской власти.

Почему «гибридного»? Потому что, по логике Кремля, Украина сделает все, чтобы прекратить вооруженный конфликт, а значит, сделает шаг в направлении проведения местных выборов. Это означает только одно - растягивание реализации мирного плана на неопределенный промежуток времени. Даже после проведения выборов согласно украинскому законодательству «новая местная власть» в основном будет включать в себя легализованных боевиков и сепаратистов. Следующий шаг - установление внутреннего порядка на территории Донбасса по правилам Кремля. О готовности к таким шагам предупредил представитель Украины в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы Роман Бессмертный.

В частности, он отметил, что, кроме наблюдателей, функции контроля по соблюдению общественной безопасности на временно оккупированных территориях Донбасса сепаратисты планируют возложить на свои вооруженные группировки - «народную милицию». В частности, украинская сторона договаривается о том, что состав патрулей должен включать в себя 2 представителей украинской полиции, 2 представителей местной громады, 2 представителей полицейского контингента ОБСЕ. В свою очередь, представители «ДНР-ЛНР» категорически против такого предложения и признают эти функции только за так называемой «народной милицией».

«Кто такая «народная милиция» в их видении? Может, это те же 2 армейских корпуса, которым поменяют статус? Они сегодня называются армейскими корпусами, которые подчинены Генеральному штабу ВС РФ, а завтра они будут «народной милицией». Это тоже самое, что мы видим в Чечне. Это так называемые «корпуса Кадырова». Каковы перспективы работы этих корпусов, думаю, никому не надо объяснять», – отмечает Бессмертный.

Похоже, западные партнеры не хотят хоронить Минские договоренности и прочно «зацепились» именно за идею проведения выборов на Донбассе как единственно возможный компромиссный вариант, на который якобы согласны все участники переговоров. Так, министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер после заседания Совбеза ООН выразил надежду, что выборы на Донбассе состоятся в первой половине этого года. Его французский коллега Франсуа Делатр подтвердил, что во время встречи 3 марта в Париже участники «нормандской четверки» обсудят весь спектр вопросов от изменений в Конституцию до создания «специального избирательного законодательства». Очевидно, речь идет о том, чтобы амнистировать и разрешить участие в местных выборах нынешним сепаратистским деятелям.

Главная цель «гибридного» возвращения Донбасса для Кремля - формальное возвращение территорий под юрисдикцию украинской власти, с одновременным сохранением «серой зоны» нестабильности на востоке Украины. Это формальное «возвращение» гарантирует для российского руководства снятие в дальнейшем экономических санкций Запада. Между тем, военная стратегия РФ остается неизменной - Россия наращивает военное присутствие вдоль всего периметра украинской границы и в аннексированном Крыму.

Тактические преимущества Кремля

О том, что Кремль изменил тактику, свидетельствует один важный неоспоримый факт: изменилась вся логистическая система расположения Вооруженных сил РФ у границ с Украиной. И это касается не только границ с Донбассом - военное присутствие значительно увеличилось у границ с Харьковской, Сумской и Черниговской областями.

Данные и украинской, и западной разведки подтверждают: россияне строят не просто дополнительные укрепления для своих пограничных войск, но и полноценную систему военной логистики, рассчитанную только на реализацию единственного сценария: в любую минуту отправиться в полноценное военное наступление. На территории России вдоль границы с Украиной уже размещены как минимум 4 мощные военные базы в пределах досягаемости от 30 до 50 км от приграничных рубежей. Еще одна крупная военная группировка вместе с Черноморским флотом базируется в Крыму. По данным штаба АТО, на территории Крымского полуострова, по приблизительным расчетам, сосредоточено около 9 тысяч солдат, 900 единиц военной техники, 200 самолетов и вертолетов, а также около 50 военных кораблей. Более того, Россия продлила контракт по аренде военной авиабазы в Беларуси - возле Бобруйска, находящегося около 180 км от украинской границы. Именно на этой базе расположены наступательная эскадрилья истребителей, способных нести на борту ядерное оружие, транспортная авиация и зенитно-ракетные комплексы.

Кроме того, в своем выступлении на заседании Совбеза ООН постпред Украины Владимир Ельченко обратил внимание слушателей на то, что на территории самого оккупированного Донбасса Россия сосредоточила военные группировки, численностью около 40 тысяч человек, оснащенных самыми современными образцами российского вооружения.

Поэтому, «возвращая» Донбасс под юрисдикцию украинской власти, Россия решает сразу 5 тактических задач:

– исключает присутствие международного военного контингента. Ведь украинская сторона получает формальный контроль над ранее утраченными территориями и выходит на границы с РФ;

– гарантирует снятие санкций. После «мирного урегулирования» проблемы на Донбассе Россия будет всеми возможными методами требовать снять экономические санкции. Учитывая, что они имеют серьезный убыточный эффект и для экономики ЕС, вряд ли западные партнеры будут долго сопротивляться такому сценарию;

– фактически оставляет конфликт на Донбассе в «замороженном» состоянии и может продолжать использовать эту площадку для дестабилизации внутриполитической ситуации в Украине;

– беспрепятственно наращивает военное присутствие на границах с Украиной. Ведь согласно своей военной стратегии, Кремль заботиться о собственных национальных интересах, в которых украинская сторона отныне выступает основной угрозой на западных границах;

– оставляет вопрос деоккупации Крыма за пределами решения дипломатическим путем. Таким образом, в очередной раз склоняя мир признать противоправные действия по аннексии полуострова и нейтрализуя все попытки украинской стороны хоть как-то сдвинуть вопрос возвращения Крыма в свою пользу.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО