В Кремле ищут наиболее болезненный метод давления на страны Запада. После безрезультатных для российской стороны переговоров по ситуации с Донбассом в ход пошел старый проверенный способ - усиленное бряцанье оружием. Главная цель российского руководства - любой ценой втянуть США в прямые переговоры по новому перераспределению геополитических сфер влияния.
Вместе с интенсификацией обстрелов боевиками непризнанных «ДНР-ЛНР» позиций украинских войск на Донбассе российская военная машина демонстрирует дерзкие широкомасштабные учения на границе с Украиной со стороны северо-восточных областей. В последние дни части вооруженных сил РФ ведут успешные активные боевые действия вместе с армией правительственных сил президента Сирии Башара Асада.
Последние победы проправительственных войск на севере Сирии при поддержке россиян не на шутку обеспокоили власти Турции. К конфликту в Сирии могут присоединиться и другие государства исламского мира, в том числе о таких намерениях объявили в Объединенных Арабских Эмиратах. Между тем, в Европе не без труда пытаются решить проблемы с беженцами, наибольшее количество которых прибывает именно вследствие военных действий в Сирии.
Риск нового глобального конфликта?
Еще в конце 2015 года аналитики влиятельной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor предусматривали обострение конфликта между армиями России и Турции именно в контексте дальнейшего развертывания сирийского кризиса. После инцидента со сбитым российским истребителем, власти Турции заявили о намерениях и в дальнейшем сбивать все военные самолеты, которые несанкционированно могли бы нарушать пространство этой страны. Особого напряжения в возможном противостоянии придает тот факт, что Турция - вторая по численности армия среди стран-членов НАТО. Кроме того, президент Реджеп Эрдоган пока что сумел завоевать очень выгодные позиции в ЕС, ведь Турция вместе с правительствами европейских стран согласилась разделить бремя с расселением сирийских беженцев. Такое «сотрудничество» позволяет несколько сдерживать потоки мигрантов, ведь в ЕС уже откровенно не справляются с растущими волнами вынужденных переселенцев.
Поэтому любая дальнейшая нестабильность в Сирии болезненно воспринимается правительством Турции. Особенно, когда речь идет о курдах, которые в случае побед над сирийской оппозицией и ИГ получают ряд тактических преимуществ в северных районах страны. Это напрямую угрожает суверенитету Турции, ведь власти страны не хотят допустить боев за независимость так называемого Курдистана на своей территории.
План России прост: посредством болезненного вопроса курдов «достать» Турцию, спровоцировав ее на открытый военный конфликт. Тогда к урегулированию ситуации придется подключаться едва ли не всему мировому сообществу. Прежде всего - США. А вот что планирует «выторговать» Кремль в случае успешности такой стратегии - остается только догадываться. Не исключено, что речь пойдет именно о судьбе Крыма и Восточной Украины.
Последний серьезный вызов - нарушение российским самолетом СУ-34 военного пространства Турции. ВВС последней получили разрешение сбивать военные самолеты, нарушившие воздушное пространство страны, не дожидаясь отдельного приказа. НАТО пока поддержало руководство Турции и призвало Россию уважать воздушное пространство стран-членов Альянса. Впрочем, руководство военного блока так же сдерживает агрессивные намерения турецких властей втянуться в открытый конфликт на севере Сирии.
Болевая точка Турции
В США недовольны политикой президента Турции Эрдогана, который агрессивно настроен любой ценой уничтожить силы курдов, часть которых находится на территории Сирии. В последних заявлениях американские чиновники считают позицию турецких властей в отношении курдов главным препятствием на пути политического урегулирования в ближневосточной стране. Мол, уничтожение курдов мешает борьбе против террористической группировки «Исламское государство».
США фактически сами оказались в ловушке интриг, которые много лет назад начали плести в целях свержения режима Башара Асада. Играть на религиозных противоречиях, особенно если подобные вещи задевают политические интересы одного из крупнейших союзников на Ближнем Востоке, – опасная стратегия. В США пытались заручиться поддержкой Турции в борьбе с ИГ, отдав под контроль часть сирийско-турецкой границы так называемой «умеренной оппозиции». Впрочем, после успехов правительственных войск при поддержке авиации РФ в Турции вновь видят основной сдерживающей силой именно войска ИГ. К тому же, в Анкаре неоднократно пытались доказать позицию, что курдские союзники США в Сирии передают оружие представителям Рабочей партии Курдистана, которая в Турции объявлена террористической организацией. Теперь в Вашингтоне предстали перед дилеммой: поддержать Турцию в борьбе с курдами или встать на их защиту? И что в таком случае делать с ИГ и Башаром Асадом?
Действительно неоднозначной ситуацией не преминут воспользоваться в Кремле. Возможно, в Москве предложат Вашингтону вместе решить наболевший сирийский вопрос, который позволит сохранить условное спокойствие на Ближнем Востоке. В обмен на снятие санкций и, конечно, признание Крыма. В качестве бонуса режим Путина может еще и выторговать удачные условия «передачи» временно оккупированного Донбасса на плечи украинских властей, заложив мину замедленного действия в измененные статьи Конституции. Безусловно, чтобы профинансировать восстановление Донецкой и Луганской областей, США и ЕС придется выложить не один десяток миллиардов долларов и евро.
Единственным вариантом, к которому могут прибегнуть в США в данной ситуации, – попытаться сменить руководство Турции на более прогнозируемых политиков, которые окончательно откажутся от воинственных планов любой ценой уничтожить курдов и их надежды на собственную государственность. Возможно, даже склонить мировое сообщество на пересмотр так называемого «курдского вопроса» и создание отдельного государства на территории Сирии, Турции, Ирака и Ирана. Правда, такой вариант развития событий выглядит крайне длительным и будет затрагивать интересы сразу нескольких мощных государств в ближневосточном регионе. Поэтому, скорее всего, распутывать проблему сирийского конфликта придется другим способом.
Достигнет ли успеха на данном направлении российская сторона - будет зависеть от многих факторов. Впрочем, однозначно Кремль попытается с наибольшей пользой использовать все имеющиеся рычаги в сирийском конфликте, чтобы получить новые победы в других регионах. Конечно, прежде всего, речь пойдет о дальнейшей судьбе Украины.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»