Заявление об отставке министра экономики Айвараса Абромавичуса должно было стать последним гвоздем в гроб второго правительства «реформаторов» под руководством Арсения Яценюка. Однако украинцы впервые стали свидетелями того, как сразу четверо министров, которые ранее подали заявления об отставке, отозвали их и объявили о единстве правительственной команды.
Разобраться в причинах и последствиях событий, которые произошли за последние дни в Кабмине, крайне трудно. Очевидно одно: между основными политическими игроками продолжается позиционное противостояние. Главная цель пропрезидентской команды - любым способом сменить главу правительства или хотя бы министров по его квоте. Даже если бы пришлось идти на перевыборы парламента. Задача премьер-министра - сохранить за собой пост и не допустить перевыборов в Верховную Раду. Кажется, в последнем раунде противостояния победил Арсений Яценюк.
«Переформатирование» правительства: метод Яценюка
Во время часа вопросов к правительству, который традиционно проходит по пятницам в стенах парламента, глава Кабмина выглядел крайне довольным. Накануне ему удалось убедить 4-х министров, которые ранее заявили о своей отставке, изменить свои намерения и остаться на своих должностях. Всех, кроме Айвараса Абромавичуса. Впрочем, и его Яценюк готов «понять и простить». «Есть политическое давление и об этом заявил министр экономики Абромавичус. Я отдельно хочу отметить, что я буду пресекать любые действия. Этот министр под защитой моей фракции и правительства», - заявил глава Кабмина в сессионном зале парламента.
В том, что заявление министра стало чем-то вроде «холодного душа» и для Президента, и для премьер-министра, сомневаться не приходится. А вот то, как каждый из них нашел выход из этой ситуации, уже отдельная история. Очевидно, результатом встречи Президента с послами 7-ми стран, которые выразили обеспокоенность заявлениями министра экономики и призвали украинскую власть найти общее решение для дальнейшего проведения реформ, должно было стать вопросом об окончательной отставке правительства и его главы. Однако Арсений Яценюк, очевидно, также имея гарантии под свою должность от западных партнеров, нашел другой способ выхода из правительственного кризиса, результатом чего стало возвращение 4-х министров. Говорят, что такое решение Юрия Стеця, Александра Квиташвили, Алексея Павленко и Андрея Пивоварского стало абсолютной неожиданностью для Банковой.
А вот Арсений Яценюк достиг своей цели: понимая, что голосов за отставку правительства в парламенте нет, он смело заявил о том, что в случае решения Верховной Рады относительно переформатирования Кабмина последний должен уйти в отставку в полном составе.
«Мы четко заявили следующее: мы все пришли одной командой, и мы будем работать дальше одной командой, и если будет принято решение о том, что эта команда должна быть заменена, мы уйдем все вместе», - заявил Яценюк. Таким образом, Арсений Петрович убил двух зайцев, перебросив мяч на поле пропрезидентской команды: с одной стороны - теперь в глазах западных партнеров он выглядит политиком, который стремится закончить начатые реформы; с другой - он фактически лишил Президента козырей в разговорах касательно частичной замены министров в его правительстве.
Если же голоса за отставку Кабмина в парламенте найдутся - ответственность за все дальнейшие события, которые могут стать следствием таких действий, полностью ляжет на плечи Президента. «У вас есть конституционное право внести в парламент резолюцию о недоверии Кабинету министров. Пожалуйста, воспользуйтесь этим правом - поставьте на голосование вопрос о недоверии правительству. Если он наберет голоса, мы с честью и гордостью передадим новому составу Кабинета министров соответствующие полномочия. Сделайте этот шаг - это уже ваша ответственность», - будто дразнясь, обратился к народным депутатам Арсений Петрович. Окончательной победой главы правительства стало бы возвращение на свою должность министра экономики. Именно на это рассчитывают в пропремьерской команде.
Поэтому, по логике Яценюка, возвращение министров - это уже «переформатирование» правительства. Тогда как Президент и его команда лелеяли большие надежды на отчет правительства, который должен состояться 16 февраля. На Банковой рассчитывали как минимум поменять ряд министров и еще добавить несколько новых правительственных должностей по своей квоте.
Президент по итогам встречи с послами с целью разрешения политического кризиса говорил о несколько ином подходе: мол, правительство требует кардинального переформатирования. «Общество ждет решительных реформ. Для этого нужно немедленно перезагрузить правительство. При этом министры-реформаторы и их команды должны остаться», - заявил Петр Порошенко.
О чем договорились Президент и премьер-министр и действительно ли были какие-то договоренности, остается только догадываться. Впрочем, переговоры все-таки состоялись, а у пропрезидентской команды есть еще время до 16 февраля, чтобы предложить свою модель выхода из необычной ситуации.
Парламентский паралич
Следующий театр политических боевых действий будет проходить в стенах парламента. После своеобразного вызова, который прозвучал из уст премьер-министра в стиле «а ну-ка, попробуйте отправить в отставку этот Кабмин», депутаты должны дать достойный ответ на такую самоуверенность Арсения Яценюка.
Очевидно, непростая ситуация внутри самой большой парламентской фракции – «БПП». После последних закрытых заседаний стало понятно, что часть нардепов вполне спокойно рассматривает возможность досрочных выборов парламента, другая - ориентируется на Президента и настаивает на компромиссном варианте изменений в правительстве путем «переформатирования». Позиция одного из фигурантов скандала с отставкой министра экономики - близкого к президенту нардепа Игоря Кононенко – относительно сложения полномочий заместителя председателя фракции «БПП», не выглядит слишком убедительным шагом, который мог бы консолидировать оппонентов внутри политсилы.
В «Народном фронте», скорее всего, поддержат Арсения Яценюка и не проголосуют за выражение недоверия Кабмину. С другой стороны, определенное количество «фронтовиков» могут убедить проголосовать за отставку премьер-министра с последующим переформатированием коалиции и правительства. Ведь окончательный демарш «НФ» приведет к внеочередным выборам, а для этой политсилы с рейтингом не более 2% такой сценарий выгодным никак не назвать.
Подставить плечо могли бы другие фракции коалиции, а также оппозиции. Во-первых, шаг с отзывом заявления министра АПК Алексеем Павленко вызвал большую обиду у фракции «Самопомощи», которая делегировала его в правительство по своей квоте. Теперь отдельные представители «Самопомощи» начали говорить о переходе в оппозицию, ведь если в Кабмине нет их представителей и правительство фактически работает без учета мнения коалиционного большинства в Верховной Раде - это свидетельствует о глубоком парламентском кризисе.
В свою очередь, «поторговаться» за голоса об отставке Кабмина Яценюка могут во фракциях «Батькивщины» и «Радикальной партии». Впрочем, их голосов может быть недостаточно. На помощь «БПП» могут прийти депутатские группы «Видродження», «Воля народа» и ряд внефракционных депутатов. И даже не последнюю роль помочь уволить Кабмин может сыграть и «Оппозиционный блок».
Впрочем, даже если нынешний состав Кабмина удастся отправить в отставку, без переформатирования коалиции и создания нового большинства не обойтись. Но это уже другая история. Найти 226 голосов для новой коалиции теоретически возможно, а вот чем для этого придется пожертвовать ее участникам и будет ли оно того стоить – вопрос остается открытым.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»