Отсутствие прогресса в работе Трехсторонней контактной группы в Минске и экономический спад в России добавили уверенности на дипломатическом фронте украинской стороне. Давление Кремля по выполнению стратегически важного для российских властей пункта Минских договоренностей - изменений в Конституцию в части децентрализации - ослабло, чем и воспользовались в Киеве.
Парламент внес изменения в закон «О регламенте Верховной Рады» в части порядка предварительного утверждения и принятия изменений в Конституцию, которые Президент мгновенно подписал. Таким образом, теперь изменения в Конституцию можно принимать в течение всей следующей сессии.
Первый месяц нового года ознаменовался и изменением тактики по возврату аннексированного Крыма. Действия украинской дипломатии стали решительнее, тогда как западные страны впервые за последние 2 года сделали первые попытки аудита текущей ситуации на оккупированном полуострове. Сами крымчане чувствуют неуверенность в собственной экономической ситуации и так же надеются на поддержку России, возможности которой постепенно слабеют. Пока в регионе усиливаются депрессивные настроения, военная мощь Крыма за счет российских вооруженных сил только растет.
Жизнь в сомнениях
Мощная российская пропагандистская машина не пропустит любой новости или информации о реальном состоянии дел в Крыму. А особенно - об уровне поддержки крымчанами действий властей. Впрочем, утверждать, что пророссийские настроения жителей полуострова существенно изменились, нельзя. Скорее крымчане не удовлетворены уровнем жизни и тщетными попытками местных властей изменить ситуацию касательно чисто бытовых вопросов. Прежде всего, речь идет о перебоях с электроснабжением. Так, жители Севастополя даже пригрозили местным властям перекрыть одну из улиц в случае дальнейших перебоев в графике поставок электроэнергии.
Однако это только «цветочки». Эксперты подсчитали: уже в ближайшие 2 года крымчан ожидает настоящий экономический коллапс. Так, за 2 последних года туристического бума, который обещали в Кремле, не произошло, экономические показатели постоянно снижаются. Экспорт продукции значительно сократился, а основным ее «получателем» является рынок РФ, где сейчас происходят совсем неутешительные процессы. Вырос уровень безработицы, средняя зарплата крымчан хоть и выросла в 2014 году, сейчас - после девальвации рубля - снова вернулась на уровень прошлых лет. Краткосрочные экономические перспективы полуострова более чем призрачны.
На этом фоне все чаще стали звучать мнения среди рядовых россиян, мол, «давайте отдадим Крым назад». Так, в сети стало популярным видео одного из протестов валютных заемщиков в Москве, во время которого один из них прямо связал проблемы в российской экономике с аннексией Крыма. Такие же настроения звучат и среди так называемой «умеренной» российской оппозиции. Во время недавнего заседания Парламентской ассамблеи Совета Европы бывший российский премьер, а ныне глава оппозиционной партии «ПАРНАС» Михаил Касьянов выразил уверенность в том, что Крым таки вернется в состав Украины. Подобные общественные настроения среди россиян – безусловно, положительный сигнал, который впоследствии может перерасти в значительно более серьезные недовольства граждан РФ агрессивной и слишком затратной внешней политикой своего руководства.
Долгий путь домой
Если весь 2015 год прошел в напряжении новых неожиданных действий Кремля на Донбассе и постоянных «торгов» во время мирных переговоров, то 2016-й и начался с долгожданного юридического наступления Украины в борьбе за Крым. Точнее, более динамичными события стали в конце прошлого года, когда активисты и крымские татары заблокировали торговлю на сухопутной границе с Крымом, а вскоре и взорвали электроопоры, благодаря чему полуостров получал электричество из материковой Украины. Уже в декабре 2015 года правительство приняло долгожданное решение о торговой блокаде Крыма, которое вступило в силу с 16 января этого года.
В свою очередь, Президент Петр Порошенко анонсировал ряд исков в международные суды в связи с аннексией Крыма Россией. «В ближайшие две недели вы увидите целый ряд судебных инициатив, которые Украина и те предприятия, которые мы будем сопровождать, будут обеспечивать судебную защиту государственных интересов Украины по многим конвенциям, которые мы будем представлять в различных международных судах», - заявил Глава государства. Так, один из исков будет касаться нарушения Россией Конвенции ООН по морскому праву. В общем в случае положительного решения Европейского суда по правам человека размер совокупных компенсаций по искам украинским компаниям и государству со стороны РФ может достигать около 47 миллиардов долларов. Кроме того, во время своего пребывания в Давосе украинский президент пообещал провести в Крыму местные выборы сразу же после его деоккупации.
Наблюдается и некоторая «оттепель» в ситуации с Крымом и с российской стороны. В Кремле впервые за 2 года не стали возражать против работы специальной миссии Совета Европы по правам человека в Крыму. Кроме того, в российских СМИ данное событие освещается как положительный факт: мол, приезжайте на полуостров, проверяйте сколько угодно - никаких нарушений прав человека там нет. Это еще одно свидетельство того, что в Кремле всерьез взволнованы вопросом отмены санкций со стороны западных стран и все-таки надеются на возобновление экономического сотрудничества. Правда, для собственных граждан власть подает подобные действия как первый шаг к признанию Европой Крыма как части РФ.
Еще один сигнал дипломатического наступления украинской стороны - указ Президента о создании в Представительстве президента Украины в Автономной Республике Крым нового структурного подразделения - службы по вопросам деоккупации и реинтеграции полуострова. Конечно, проблема возвращения Крыма - это вопрос не одного года, ведь речь идет прежде всего о стратегическом военном интересе России в этом регионе. Сейчас Крым - это вовсе не туристический проект, и уж никак не новая экономическая зона. Это мощная военная база, которая позволяет выгодно контролировать весь Черноморский регион. В случае военной эскалации именно из Крыма Россия может нанести удар как по Украине, так и по Грузии, Турции, Молдове. Поэтому терять такие возможности никто не собирается, а значит, полуостров в ближайшие годы будет оставаться заложником агрессивных военных стратегий Кремля.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»