Тяга к регулярным сменам Конституции - пожалуй, одна из главных особенностей украинского политического процесса сразу после ее принятия в 1996 году. После революционных событий 2013-2014 годов, изменения в Конституцию стали геополитическим фактором мирного урегулирования событий на Донбассе. Именно логика выполнения Минских соглашений последние 2 года вмешивается во внутренний дискурс внедрения необходимых изменений в Основной закон.
Голосование за поправки в КУ в первом чтении в контексте предоставления территориям Донецкой и Луганской областей особых условий местного самоуправления вызвали волну негодования и стали причиной неоднозначных событий с кровавым терактом у стен парламента.
В этом году изменения в Основной закон также рискуют стать разменной монетой в решении внутриполитических споров. Уже в конце января нардепы должны были рассмотреть данный вопрос во втором чтении. Впрочем, 300 голосов для утверждения изменений в парламенте нет. Однако похоже на то, что они уже никому и не нужны.
Главным провайдером конституционного процесса был и остается Президент и его многочисленная фракция в Верховной Раде. Мол, без внесения этих изменений миру на Донбассе, а следовательно, и восстановлению суверенитета Украины, не бывать. В коалиционном соглашением, под которым свои подписи в конце 2014 года поставили более 300 депутатов, говорится о широком обсуждении и необходимости принятия обновленного варианта Конституции. Единства в коалиции по поводу видения данного вопроса не было с самого начала работы Верховной Рады 8-го созыва.
Правда, сейчас пропрезидентская команда уже не видит существенной проблемы в отсутствии голосов за изменения в Конституцию и рассматривает такую ситуацию как возможность для внесения корректив в переговорный процесс и инициирование так называемого «Минска-3». Ведь пока Россия (а значит, и спонсируемые ею геополитические агрессивные стратегии) страдает от стремительного экономического упадка, время играет на украинской стороне.
Именно поэтому в коалиции начался новый раунд противостояния - теперь фракции снова соревнуются в конкурсе лучших поправок в Основной закон. Главная идея, которая не на шутку обеспокоила пропрезидентскую команду - требование соратников о необходимости утверждения изменений в Конституцию путем проведения Всеукраинского референдума.
В погоне за новым трендом
Еще в декабре 2015 года основные партнеры «БПП» по коалиции - фракция «Народного фронта» – безусловно поддерживали своих коллег относительно будущего голосования за изменения в Конституцию в первые недели нового года. «Мы будем рассматривать поправки, которые вносит Президент к этим документам. Мы уже однажды проголосовали за них. На сегодняшний день мы, наверное, готовы снова дать свои голоса», - заявил первый заместитель председателя фракции «НФ» Андрей Тетерук.
Однако после агрессивных заявлений из пропрезидентского лагеря о возможной отставке министров по квоте «НФ» в команде премьера Яценюка решили резко изменить свое мнение по поводу поддержки конституционного процесса. Уже в конце января Арсений Яценюк заявил о необходимости проведения референдума по внесению изменений в Конституцию страны. «Пришло время, чтобы украинский народ сказал свое слово, какой должна быть новая украинская Конституция у новой европейской Украины. Никто, кроме народа Украины, не имеет права определять, каким будет Основной закон», - отметил глава правительства во время традиционных «10 минут с премьер-министром». Уже на следующий день министр внутренних дел и соратник Премьера Арсен Аваков детализировал требования «НФ» относительно будущего референдума. По замыслу политсилы, в ходе опроса о внесении изменений в Основной закон также следует поинтересоваться у граждан и касательно вступления в НАТО, и на предмет судебной реформы, и по статусу отдельных территорий, и в отношении разделения полномочий между ветвями власти. «Единственным условием голосования фракции «Народного фронта» по важнейшим вопросам Конституции Украины может быть вердикт референдума украинцев. Никак иначе!», - подчеркнул Аваков.
Такая инициатива коллег не на шутку обеспокоила пропрезидентскую фракцию. Председатель фракции «БПП» в парламенте Юрий Луценко раскритиковал инициативу коллег по коалиции. Это и неудивительно, ведь «НФ» была единственной «большой» фракцией в Верховной Раде, которая могла подставить плечо инициативам пропрезидентской команды. «Действующая Конституция предусматривает возможность референдума исключительно по отдельным ее разделам и тот, у кого чешется рука заняться референдумами, должен помнить, что, во-первых, это идея Виктора Медведчука, который вчера, насколько я знаю, приветствовал идею Яценюка о народном референдуме по им же, Медведчуком, протянутому антиконституционному закону», - справедливо отметил Юрий Луценко.
Противостояние только набирает обороты. Так, Президент Петр Порошенко во время своих публичных выступлений неоднократно подчеркивал свою уверенности в наличии необходимых 300 голосов в Верховной Раде для голосования изменений в КУ. «Никоим образом мы не собираемся ни снимать, ни передвигать голосования. Место этого голосования в календаре, я надеюсь, на следующей сессии в первом полугодии 2016 года, так же, как и очевидный прогресс в Минском урегулировании», - отметил Порошенко. Более того, Президент приветствовал инициативу нардепов относительно обращения в Конституционный Суд с вопросом об определении вопроса «очередности» сессий парламента. Мол, это позволит сохранить возможность проголосовать за изменения во втором чтении без потери легитимности этого процесса.
К противостоянию присоединился и спикер Владимир Гройсман, выступив против любых инициатив по проведению референдума по вопросу о статусе отдельных территорий унитарной Украины. «Украина - унитарное государство. Никаких специальных статусов не предусмотрено в Конституции, опять-таки, нужно читать матчасть и поднимать этот вопрос «зачем?», - считает председатель Верховной Рады.
Тем не менее, свои проекты предложений относительно изменений в КУ уже подготовили сразу несколько фракций парламента. «Народный фронт» - в вопросе правосудия. В «Самопомощи» - относительно полномочий местных органов власти в результате процесса децентрализации и взаимодействия их с центральной властью. «Радикальная партия Олега Ляшко» также планирует присоединиться к инициативе «НФ» об изменениях в Основном законе относительно судебной реформы. Все эти процессы серьезно повлияют на сроки рассмотрения изменений в КУ, ведь, например, в парламенте уже зарегистрирован одобренный КС президентский законопроект №3524 касательно правосудия. Пока что ситуация напоминает классическую историю с политическими торгами.
Референдумом по изменениям
А вот касательно вопроса о референдуме все обстоит гораздо интереснее. Идея проведения подобного рода всеукраинского опроса была широко разрекламирована в 2012 году инициативой «Украинский выбор» при непосредственном содействии Виктора Медведчука. Главная задача организации в то время состояла в блокировании идеи продвижения Украины в структуры Европейского Союза: во время соответствующего референдума у украинцев планировали поинтересоваться, хотели бы они интегрироваться в структуры Единого экономического пространства и Таможенного союза со странами СНГ (конечно, с руководящей ролью России) или все-таки - в ЕС и НАТО. Впрочем, Революция Достоинства расставила приоритеты по своим местам. Кстати, Виктор Медведчук уже выразил поддержку идеи Арсения Яценюка о вынесении вопроса изменений в Основной закон на всеукраинский референдум.
Ситуация-2016 выглядит более неоднозначно: на Востоке продолжается вооруженный конфликт, Россия оккупировала Крым, к тому же необходимо проводить переговоры по мирному урегулированию ситуации на Донбассе. Кроме того, сейчас России было бы выгодно вернуть контроль украинской власти над оккупированными Луганской и Донецкой областями, ведь бремя содержания и восстановления этих территорий полностью легло бы на плечи украинских налогоплательщиков и Госбюджет.
Неудивительно, что идеи решения вопроса о статусе Донбасса путем вынесения данного вопроса на всеукраинский референдум звучали на протяжении всего 2015 года. Этим трендом уже воспользовались ряд политических партий. Например, партия «Республиканская платформа» с начала 2016 года начала рекламную кампанию о недопустимости закрепления в Конституции Украины особого статуса оккупированного Донбасса и инициирование принятия новой Конституции через созыв специально избранного Учредительного собрания. Партийцы тщательно прописали механизм созыва данного органа, который и должен разработать проект новой Конституции, после чего его принятие может быть одобрено на всеукраинском референдуме.
Странным образом идеи «республиканцев» совпали со временем регистрации 18 января группой нардепов из разных фракций законопроекта №3781 «О процедуре подготовки проекта новой Конституции Украины». Кстати, возглавил инициативу внефракционный нардеп Сергей Тарута. «Конституция Украины не содержит положений о порядке принятия новой Конституции Украины. Процедура подготовки проекта новой Конституции Украины на сегодня законодательством Украины не определена. Учитывая политико-правовую ситуацию в Украине, общественный запрос на принятие новой Конституции Украины существует необходимость правового определения процедуры подготовки проекта новой Конституции Украины, который выносится на всеукраинский референдум», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В документе подробно прописывается процедура избрания специального органа учредительной власти народа, так называемого «Конституционного Собрания», которое и разработает проект новой Конституции. Интересно, что, в п. 2 ст. 10 законопроекта сказано, что «Всеукраинский референдум проводится в соответствии с законодательством о референдумах». То есть, по старому скандальному закону, который был принят предыдущим созывом Верховной Рады. Его нормы фактически без каких-либо предохранителей позволяют отменять и принимать любые законы, а также Конституцию. Венецианская комиссия еще в июне 2013 года установила, что разрешение выносить на референдум вопрос внесения изменений или новой Конституции «может нарушить конституционную стабильность и законность в Украине».
Эксперты же отмечают на ошибочности такого пути внесения изменений в Основной закон и предостерегают от реализации подобных решений. По крайней мере, считают конституционалисты, нужно изменить закон «О Всеукраинском референдуме». Интересно и то, что законопроект о его отмене был зарегистрирован еще в декабре 2014 года тремя фракциями - «БПП», «НФ» и «Батькивщиной», впрочем до сих пор не был рассмотрен. «Выводы Венецианской комиссии говорят о том, что любые изменения в Конституцию через референдум несут угрозу манипуляций и некачественных изменений. Власть может использовать манипулятивные технологии для достижения желаемой для себя Конституции», - считает директор Центра политических студий и аналитики Виктор Таран.
Впрочем, пока подобные заявления партий выглядят скорее как способ логического объяснения избирателям своего отказа от голосования за изменения в КУ. Очевидно, последние громкие заявления «НФ» о необходимости проведения референдума по изменениям в Основной закон используются как определенное давление на пропрезидентскую команду с единственной целью - исключить любые разговоры об отставке главы правительства и его ближайших соратников из министерств, и отложить вопрос внеочередных парламентских выборов на как можно более длительную перспективу.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»