В ГПУ предупредили, что с 1 марта может возникнуть ситуация с фактическим коллапсом расследования дел чиновников и Евромайдана из-за вступления в силу закона о Государственном бюро расследований. В свою очередь, украинский премьер был уверен, что ГБР вообще не заработает.
Коллапса быть не должно, хотя действительно с момента создания до начала работы ГБР может пройти 3 месяца, а может – и полгода.
Согласно переходным положениям закона о ГБР, оно действительно должно быть создано не позднее 1 марта 2016 года, но в тех же переходных положениях написано, что дела, которые внедрены другими органами, в том числе дела Майдана, которые расследует Генпрокуратура, передаются в ГБР в течение трех месяцев со дня начала деятельности ГБР.
Следует различать два юридических события – создание ГБР и начало деятельности. Создано оно может быть и в марте 2016 года. А вот когда они наберут хотя бы часть штата, следователей, получат помещения, бюджетное финансирование, неизвестно.
Срок от создания до начала деятельности может быть достаточно большим – до полугода.
В Уголовно-процессуальном кодексе также прописано, что подследственность ГБР начинает действовать не с момента создания, а с момента начала деятельности. Это разные вещи. Но какого-то коллапса быть не должно.
Отметим, что больше всего споров перед рассмотрением вопроса о создании ГБР у депутатов возникло из-за процедуры назначения директора Бюро.
Депутаты договорились, что директора ГБР будет назначать Президент по представлению премьера, которое тот будет делать на основании решения конкурсной комиссии.